Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Шедевры еврейского искусства. Орнамент древнееврейских рукописей

Раздел: Искусство

Автор: Лежнева, Людмила
Переводчик:
ISBN: 965-90567-0-2
Издатель: Российская Национальная библиотека
Год издания: 2003

«…И сошел Моше с горы; и две скрижали откровения в руке его, скрижали с надписью с обеих сторон: с той и с другой было на них написано. И скрижали эти были делом Божиим, а письмена — письмена Божий, начертанные на скрижалях».

Пятикнижие. Исход. 32:15-17

Посмотреть внутри

Седьмой том серии «Шедевры еврейского искусства» посвящен искусству оформления рукописей, имеющему в еврейской художественной культуре давние традиции. Евреев принято называть народом Книги, имея ввиду ту совершенно особую роль, которую сыграла в еврейской и не только еврейской истории Библия. В соответствии с этим можно, вероятно, оправданно отнести материал настоящего тома к кругу априорно наиболее значительных памятников нашего национального искусства, ибо в большой мере в нем представлены орнаментальные фрагменты древнейших рукописных кодексов Библии. Все они принадлежат уникальному собранию еврейских рукописей Российской Национальной Библиотеки в Санкт-Петербурге.

Если коллекции еврейского искусства в большинстве музеев и библиотек бывшего Советского Союза были практически неизвестны и их приходилось открывать заново, то собрание еврейских рукописей бывшей Императорской Публичной библиотеки в Санкт-Петербурге обрело европейскую известность более ста лет назад. О том, как оно складывалось и изучалось читатель узнает на последующих страницах. Сейчас лишь следует сказать, что именно на основе этой коллекции было опубликовано одно из первых исследований о еврейском искусстве в России — альбом «Древнееврейский орнамент» В. Стасова и Д. Гинцбурга, роскошно изданный в 1905 г. в Берлине. Близость названий этого альбома и нашей скромной книги не случайны: в основе обоих изданий лежит один и тот же материал. Правда, листы альбома Стасова-Гинцбурга отчасти воспроизводили тщательно сделанные перерисовки фрагментов рукописей, в то время как мы, благодаря доброжелательному отношению руководства библиотеки имеем возможность впервые познакомить читателя с оригинальными репродукциями орнаментации памятников, число которых также несколько расширено.

В то же время мы рассматриваем указанную работу Стасова-Гинцбурга как заслуживающий полного признания памятник отечественной иудаистики, нечастый в прошлом, но поучительный пример сотрудничества двух ученых, русского и еврея, в исследовании национальной культуры народа, политическое положение которого в России всегда было неустойчивым. При этом следует подчеркнуть, что инициатива издания альбома исходила от Владимира Васильевича Стасова (1824-1906), научные интересы которого в данном случае едва ли не уступали гражданской позиции. В 1884 г., когда в Санкт-Петербурге вышло в свет монументальное исследование Стасова «Славянский и восточный орнамент» их совместная с Гинцбургом работа над изучением орнаментации еврейских рукописей была в самом разгаре. В процессе более чем двадцатилетнего сотрудничества Гинцбург услышал от Стасова немало, как правило, справедливых упреков в задержке работы над альбомом. Тем ценнее представляется данная им характеристика выдающегося русского ученого: «Его отношение к еврейскому искусству обусловлено было теми же особенностями его мощной природы, которые легли в основание его прочих деяний: — беззаветная преданность истине, страстная любовь к человечеству — искание правды и искренности, -преклонение перед всем естественным, жизненным и действительным — увлечение добром и красотою — признание права всякого живого существа на полное развитие своем личности»'.

Для Стасова поиск национальной самобытности еврейского искусства был естественно связан с основной задачей его культуртрегерской деятельности — изучением и внедрением в современную ему художественную практику самобытных основ искусства русского. Это может показаться парадоксальным, так как активизация русского национального чувства сегодня часто соседствует с проявлениями антисемитизма. Стасов был автором многих теоретических и критических работ по истории русской культуры и одновременно на протяжении ряда десятилетий печатал статьи о еврейском искусстве в журналах и сборниках «Еврейская библиотека» и «Рассвет». Он включил их в число наиболее значительных своих исследований в прижизненное собрание сочинений 2, но, что характерно, в советское время их ни разу не переиздавали, хотя Стасов числился едва ли не наиболее прогрессивным русским критиком XIX столетия. Включая в нашу книгу отрывок из одной из статей В. Стасова о еврейском искусстве, мы хотим познакомить читателя с не потерявшей своей актуальности; по крайней мере в нашей стране; работы, отдать дань уважения памяти этого благородного человека.