Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Шатер, над которым облако

Раздел: Еврейский дом

Автор:
Переводчик: Г. Розенштейн
ISBN:
Издатель: Шамир
Год издания:

Сборник статей об отношении еврейской религии к женщине.

СОДЕРЖАНИЕ
От составителя………………….    7
РабиШ.-Р.Гирш. Еврейка в мире Торы……….11
Э.Ки-Тов. "Кто найдет жену столь совершенную.-.". . . 51
Раби М.Фридман. Тайна женской природы……..85
Г.Розенштейн, М.Шнейдер. Еврейский брак……133
Раби М.-М.Шнеерсон. Об этом ребенке я молилась . . . 155
Выбор имени…………..166
Две скрижали — невеста и жених . . . 168 Раби Й.-И.Шнеерсон. Из еврейской старины…….173

Исследователи утверждают, ЧТО в новое время радикально меняется содержание женского вопроса. Феминизм привел к переосмыслению традиционной картины мира, и этот процесс был предсказан в учении Кабалы и хасидизма. При сотворении мира доминирующая роль была отведена мужскому началу. В будущем женское начало станет не только равным мужскому, НО и доминирующим, активным. Мы стоим на пороге грядущего мира, и современный феминизм с его положительными аспектами — некое свидетельство процессов, зарождающихся в духовных мирах.

Еврейская традиция всегда связывала роль женщины с ее назначением в грядущем мире. Какова же эта роль в семье, в обществе, в изучении Торы и исполнении заповедей? Об этом рассказывает книга "Шатер, над которым облако", своим названием напоминающая о матерях нашего народа Саре и Ривке. В книге собраны фрагменты из работ по женскому вопросу современных раввинов и мыслителей, содержащие новаторский взгляд на традиционный еврейский институт брака и семьи. Представляя книгу, ее составитель и переводчик доктор Г. Розенштейн пишет: "Эта книга о еврейских женщинах. Эта книга и для них самих — благословенных, дающих жизнь новым поколениям нашего народа".

Фрагмент из книги:

что вместе со своей семьей совершает паломничество в Шило, чтобы быть свидетелем Б-жествен-
ного откровения у ковчега Завета. Это каждый раз пробуждало в людях дополнительный интерес и приводило к тому, что многие присоединялись к каравану. Всевышний обещал Элькане, что вознаградит его за то, что тот привел столь многих евреев в Шило. Тора приказывает: "Все ваши мужчины должны предстать пред Всевышним, Б-гом вашим" (Шмот, 23:17), и Талмуд (Хагига, 2а) поясняет, что тот, кто приходит, чтобы увидеть, приходит и для того, чтобы быть увиденным. Из того почтения, с которым люди относились к Элькане и Хане во время их ежегодного паломничества, легко заключить, что благочестивые супруги, которые привели столь многих евреев в Шило, сами испытывали огромный духовный подъем, приближаясь к жертвеннику.
Гафтара продолжается рассказом о рождении у Ханы сына. Когда пришло время для очередного паломничества, Элькана полагал, что Хана, как и раньше, пойдет с ним. Та, однако, сообщила мужу, что не намерена идти в Шило, пока кормит ребенка, но после этого оба они — и она, и сын — будут ходить туда вместе с ним.

Хана была пророчицей, и поэтому Б-жествен-ное присутствие в Шило она могла ощущать глубже, чем другие евреи. Более того, мидраш рассказывает нам, что Элькана был очень богатым человеком и легко мог позволить себе нанять на время паломничества семьи дополнительных слуг и нянь для ребенка. Это позволило бы Хане предпринять путешествие вместе с сыном, поскольку давало матери уверенность в том, что здоровье мальчика не пострадает и не подвергнется опасности. И все же очевидно, что несмотря на обилие слуг и комфорт, во время путешествия человеку сложнее исполнять свои конкретные обязанности, чем в собственном доме; ему трудно полностью отдаться своей задаче.

Была у Ханы и другая возможность последовать за своим мужем в Шило. Она могла оставить ребенка дома на время своего отсутствия, доверив уход за ним надежным людям. Посетив Шило, она могла бы многого достичь в своем духовном развитии, подняться на более высокую ступень в пророчестве, а это могло бы принести пользу не только ей самой, но и ее ребенку, когда она вернулась бы к нему. Элькана понял причину отказа своей жены отправиться в Шило вместе с ним и не возразил ей, когда та сказала, что не сможет принимать участие в паломничестве в течение двух лет — срока, который обычно необходим, чтобы полностью выкормить ребенка. Хана сочла, что ей следует остаться дома, чтобы целиком посвятить себя Шмуэлю, обеспечить его воспитание, — ибо во время путешествия отдавать все свои силы этой цели ей не представлялось возможным.
Только по истечении двух лет Хана привела Шмуэля в Шило. "И он был там все свои дни", — говорит Тора. И Хана сказала, обращаясь к первосвященнику в Храме: "Об этом ребенке я молилась, и исполнил Б-г просьбу мою… и вверяю его Б-гу" (Шмуэль 1, 1:27,28).

Результат, достигнутый Ханой, был получен благодаря ее самопожертвованию и силе духа; благополучие Шмуэля она ставила выше всего. Есть много деталей в жизни этой женщины, которые не упомянуты в Торе, и фактически только несколько стихов во всей книге рассказывают о Хане и Элькане. В Торе описаны лишь те моменты в их судьбе, которые должны послужить уроком для всех будущих поколений, — в частности, в этих двух стихах, которые рассказывают о том, как Хана не пошла в Шило.

То, что сделала Хана, — это пример для еврейских женщин во всех поколениях. Она не походила на тех современных женщин, которые чувствуют себя неполноценными по сравнению с мужчинами и находят необходимым вести постоянную войну с ними, чтобы доказать, что если те могут выполнять какие-то обязанности, то и они, женщины, способны на это.

Так, если род занятий мужчины требует от него уходить из дому рано утром и возвращаться поздно ночью, то женщина пытается доказать, что и она в состоянии делать то же самое. Гафта-ра учит нас, что в этом нет необходимости и что это унизительно и фальшиво, если принять во внимание тот особый дар, которым Всевышний наделил женщину. Он одарил ее богатством, которое дороже возможности совершить паломничество в Шило и привести туда других евреев, чтобы предстать вместе с ними пред Создателем. Ибо даже в этом случае не может женщина достичь того, чего она достигает, оставаясь с детьми и полностью посвящая себя их воспитанию, — потому, что тем самым она гарантирует, что дом ее построен на фундаменте Торы и заповедей.
Когда в Торе говорится о количественном составе еврейского народа, то часто применяется слово лемишпехотам ("поих семьям") . При этом ничего не сказано о том, сколько человек было в каждой семье, — точные цифры говорят лишь о численности каждого из колен и всей общины Израиля в целом. Несмотря на то, что в Торе неоднократно говорится о делении евреев на двенадцать колен, продолжение существования народа зависит от семьи, построенной по законам, данным Всевышним, в которых мужчине определена своя задача, а женщине — своя;   при этом ее роль в доме даже более важна, чем роль мужчины, в особенности в том, что касается детей.
В последние десятилетия многие женщины по материальным соображениям стали работать наравне со своими мужьями, и мы, к несчастью, являемся свидетелями того, как мир все более поддается заблуждению, будто совершенство женщины тем выше, чем успешней она имитирует мужчину.
Это привело к тому, что сегодня мир раскололся на две части, родители и дети перестали понимать друг друга.

Как изменить этот гибельный курс, чтобы мужчина вновь стал исполнять свою настоящую роль, а женщина — свою?

Ее удел — быть основой дома, акерет габайит, в этом нет ничего унизительного. Наоборот, жен щине доверено воспитание сыновей и дочерей со дня их рождения и даже с момента их зачатия, ибо сказано: "Они едят то, что их мать ест"6. Если будущая мать ест некашерную пищу, то еще не рожденный ребенок оказывается связанным с нечистотой, которая содержится в этой недозволенной еврею еде, и многое в его будущей жизни может измениться, не дай Б-г, к худшему из-за такого поведения матери.

И все же до сих пор есть женщины, которые чувствуют, что высшее совершенство может быть ими достигнуто, если они забудут все это, но зато продемонстрируют, что в состоянии добиться профессионального успеха или же просто зарабатывать много денег. Но в действительности это — деградация, ибо такие женщины, пренебрегая данным им потенциалом, могут поставить под угрозу, не дай Б-г, само будущее еврейского народа.

Все происходящее сегодня — глубоко печально; ситуация нуждается в коренном изменении, и все же есть среди нас евреи, единственная забота которых — убедить как можно больше еврейских женщин отказаться от заповеданной им роли в мире и попробовать найти им "компенсацию", привлекая к чисто мужским занятиям. В реформаторских синагогах, например, женщины бывают и администраторами, и служками, и даже молятся вместе с мужчинами в миньяне — что категорически запрещено Законом.

Реформаторы полагают, что этим они возвышают женщин и поэтому заслуживают их всеобщей сердечной благодарности. "Вознесенные" таким способом женщины уверены, что теперь они использовали свой истинный потенциал, несмотря на то, что вовлечение их в подобную деятельность противоречит предписаниям нашей религии. А ведь   эти   законы   и   обычаи  заложены  в самом фундаменте еврейской семьи, на которой, в свою очередь, зиждется весь наш народ. Еврейская женщина должна быть занята своим главным делом: воспитанием детей, ибо в этом основная сущность понятия акерет габайит. Она не смеет унижать себя, имитируя поверхностные свойства других, и затем оправдывать это, говоря, что живет в среде, где так принято, и отказываться от своих освященных вековыми традициями обязанностей перед детьми ради того, чтобы можно было сказать, что ее в субботу вызвали к Торе или включили в миньян вместе с мужчинами.

Это неуместные для женщины почести, не имеющие в данном случае никакой духовной ценности, и если бы даже они соответствовали Закону — что это за замена? На это меняют женщины свою высшую миссию, которую Б-г заповедал им, — поддерживать существование еврейского народа, воспитывать детей и внуков так, чтобы те оказались достойными пребывания в Шило, чтобы они стали напоминанием о пророчестве Ханы и его осуществлением, чтобы каждая мать могла сказать о своем сыне или дочери: "Об этом ребенке я молилась".

Из того, о чем рассказывает гафтара на Рош-Га-шана, мы должны извлечь для себя урок на каждый день нового года. Еврейская мать   и ее дочь, которая тоже станет матерью, когда вырастет и Всевышний благословит ее детьми, должны понять, что все другие дела — даже паломничество в Шило, чтобы "увидеть лицо Г-спода вашего, Б-га", — должны отойти на второй план после того, как Всевышний благословит женщину семьей и детьми. Ее главное дело — быть акерет габайит ~ фундаментом дома. В этом ее величие, ее задача и ее миссия, потому что никто иной за нее этого  сделать не сможет.

Выполнив эту миссию, женщина приведет детей в Шило, и когда выйдет первосвященник, скажет ему: "Об этом ребенке я молилась". И уподобится ее сын Шмуэлю, о котором говорит мидраш, что он подобен Моше и Агарону, и который был тем, кто помазал на царство Давида, из потомства которого выйдет Машиах.

И все это — в руках каждой акерет габайит, в руках каждой дочери еврейского народа, которой дарована способность исполнить доверенную ей благородную задачу наилучшим образом и с радостным сердцем…