Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

С точки зрения Торы. Тематика Торы на языке современности

Раздел: Философия

Автор:
Переводчик:
ISBN:
Издатель: Авида
Год издания:


Тематика Торы на языке современности. В книге предпринята попытка объяснить современным рациональным языком главные понятия иудаизма, касающиеся веры и исполнения заповедей. Книга преследует самые практические цели и обращена к тому еврею, который, не считая себя религиозным человеком, тем не менее интересуется Торой, ее тематикой и содержанием, предпочитая всем видам объяснений то, что опирается в первую очередь на объективность.

Содержание:
Глава   1       Вера
Глава   2       Чудеса в наши дни
Глава   3       Возраст мира
Глава  4        Воздаяние
Глава   5       Грядущий мир
Глава  6        Б-жественное происхождение Торы
Глава  7       Цели заповедей
Глава   8      Отношение к Священному писанию.
Глава  9       Установления мудрецов
Глава 10       Цели шабата
Глава 11       Свобода выбора  
Глава 12       Женщина в традиции иудаизма
Глава 13       Скромность
Глава 14       Молитва    
Глава 15       Евреи и неевреи
Глава 16       Дни Машиаха
Приложение  

Фрагмент из книги:

Среди множества заповедей есть, например, такие неожиданные запреты, как запрет брать из гнезда птицу вместе с птенцами ("Не бери мать с детьми", Дварим 22:6), убивать животное одновременно с приплодом ( "Его и его потомство не режьте в один день ", Ваикра 22:28), запрягать в одну упряжку некоторых животных разных видов ('Не паши на быке и осле вместе", Дварим 22:10*). Очевидно, что их общая тема — запрещение причинять страдания животным. Но они обусловлены вовсе не жалостью Всевышнего к животным,— иначе бы Он вообще запретил употреблять их в пищу. Их цель — не допустить проявлений жестокости у человека и сдвинуть его качества от полюса жестокости к полюсу милосердия. Ибо если человек совершает действия, не совместимые с милосердием, в нем формируется жестокость. Такому человеку уже труднее выполнять заповедь "Люби ближнего, как самого себя".
Законы кашрута
Соблюдение законов кашрута также служит воспитанию нравственных качеств. Они даны не из медицинских соображений: евреи, вроде бы, не здоровее других народов.
О запрете есть нечистых животных сказано в Торе: 'Не оскверняйте ваши души" (Ваикра 11:44). Как видим, речь идет о душе, а не о теле.
Человек представляет собой некое психофизическое единство, поэтому пища, входящая в его тело, влияет на его поведение и душевные качества. Явные проявления такого влияния всем нам знакомы на примере вина и наркотиков.
Пища, разрешенная Торой, нравственно очищает человека, а пища, Торой запрещенная, влияет на его душу отрицательно. Отрицательное влияние некоторых из запрещенных видов пищи, таких, например, как мясо хищных птиц, можно объяснить просто: их жестокая природа передается тому, кто их ест. Но подобные объяснения "через влияние" возможны далеко не всегда. Тем не менее, даже если нет объяснений, нам для выполнения заповеди достаточно того, что Тора такое влияние подразумевает.
До недавнего времени различия в психическом складе евреев и неевреев были ясно видны. Среди евреев, где бы они ни проживали, не было убийц, еврейский народ никогда не знал таких периодов упадка, жестокости и морального разложения, как другие народы в разные эпохи. Немецкий, в высшей степени культурный народ, например, перешел в своих преступлениях все допустимые границы.
В чем причина бросающейся в глаза разницы между евреями и неевреями? Чтобы ее обнаружить, по логике анализа, надо найти фактор, присутствующий в жизни евреев и не наблюдающийся в жизни других народов. Единственное, что полностью отсутствует в образе жизни других народов, — кашрут. Причем кашрут — это единственное, что евреи никогда не переставали соблюдать, даже когда уже не соблюдали шабат и другие заповеди. Значит, именно кашруту евреи обязаны этим отличием. Соблюдение законов кашрута — фактор, не только влияющий на душу еврея, но и сохраняющий ее и присущие ей качества.
Нам не объяснено, как запрещенные виды пищи стимулируют развитие дурных качеств. Но ведь принимаем же мы лекарства, не зная принципа их действия. Опытным путем проверено, что выписанное лекарство помогает победить данный вирус, и, исходя из этого, мы им пользуемся. Скорее всего то же верно и в отношении запрещенной пищи. Нам известно, что ее употребление дурно влияет на нравственные качества.