Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Руководство по благословениям

Раздел:

Автор: Рабби Шнеур-Залман из Ляд / Сендер Капер
Переводчик:
ISBN: 978-5-900309-48-4
Издатель: М.
Год издания: 2009

Книга, автором которой явялется рабби Шнеур-Залман из Ляд (основоположник хасидского философского учения Хабад, известный также как Алтер Ребе и Бааль а-Танья) излагает законы благословений. Именно этот сборник считается итогом мнения автора во всех спорных вопросах и его окончательным решением, вынесенным в их связи. Книга снабжена справочным аппаратом, таблицей с перечислением наиболее употребительных продуктов и полагающихся к ним благословений, обширным комментарием, который соотносит текст автора с реалиями сегодняшнего дня и делает его доступным даже для неискушенного читателя.

Оглавление

Введение/6
глава 1. Общие правила произнесения благословений над пищей и за нее/11
ГЛАВА2. Благословения за различные виды мучных изделий/ 25
главаз. Главный и второстепенный компоненты блюда / 42
ГЛАВА4. Блюда, подаваемые во время трапезы/ 53
ГЛАВА5. Порядок произнесения благословений при
изменении намерений участника трапезы/ 62
ГЛАВАб. Благословения за фрукты и овощи/69
ГЛАВА7. Благословения за различные продукты,
над которыми произносят Ше-га-коль нигйа би-дваро, напитки, супы и блюда из молотых продуктов/ 81
ГЛАВА8. Благословения, произносимые после еды/ 97
глава9 Перерыв между благословением и едой и смена места во время еды/104
глава 10. Очередность произнесения благословений / 120
глава11. Благословения за ароматы/ 130
глава 12. Благословения за радостные события и новости/142
главап. Благодарственные благословения/155
Некоторые дополнительные благословения/ 166
Благословения с транслитерацией (ашкеназской и сефардской) и переводом/ 169
Алфавитный указатель благословений/ 189

Фрагмент из книги:


Поскольку Седер бирхот га-негэнин был написан рабби Шнеуром-Залманом последним, именно этот сборник считается итогом мнения автора во всех спорных вопросах и его окончательным решением, вынесенным в их связи.

ГЛАВА 1

Общие правила произнесения благословений над пищей и за нее

Первая глава этой книги—вступительная. В ней изложены основные понятия и принципы произнесения благословений перед едой [брахаришона—«первое благословение»] и после еды [браха ахарона—«заключительное благословение»], которые будут детально рассмотрены в следующих главах. Кроме того, в этой главе приведены различные случаи неверно произнесенных благословений и изложены законы для подобных ситуаций.

1. В Торе заповедано произносить благословение [Бир-кат га-мазон] после пищи (мазон)2, как сказано: «И будешь ты есть, и насытишься, и благословишь Г-спода…»3 А мудрецы постановили, что также необходимо произносить благословения Всевышнему и перед всякой едой или питьем4. И всякий, кто наслаждается благами этого мира [такими, как еда или питье], не предварив это благословением, подобен [святотатцу], использующему в личных целях священное имущество Храма [посвященное Всевышнему], ведь сказано: «Г-споду принадлежит земля и все, что ее наполняет»5.
2. Для каждой категории еды и питья [мудрецами] сформулировано соответствующее ей благословение. Благословение Боре при га-адама («Сотворивший плоды земли») [следует сказать] над овощами различных видов6. Благословение Боре при га-эц («Сотворивший

2. Речь идет о пище, изготовленной из пяти видов основных злаковых культур, съеденной в объеме, достаточном для насыщения. Только такое застолье, при котором едят хлеб или мучные продукты, называется трапезой в еврейском законодательстве. / 3. Дварим, 8:10./ 4. Независимо от того, из каких продуктов приготовлены еда или питье и каков их объем. Также мудрецами установлена обязанность благословлять Всевышнего после еды и питья за те виды продуктов, которые не упомянуты в параграфеЗ этой главы./ 5. Тегилим, 24:1./ 6.Точнее,

плоды дерева»)—над фруктами всех видов7. А благословение Ше-га-коль нигйа би-дваро («По Его слову возникло все существующее»)—над всеми остальными видами пищи и питья, кроме вина8 и хлеба9.

Вино10 является исключением из всех видов [продуктов, изготовляемых из] плодов деревьев11 и за него установили особое благословение—Боре при га-гафен («Сотворивший плод виноградной лозы»), а [испеченный из муки злаков] хлеб является исключением из всех видов [продуктов, изготовляемых из] плодов растений, произрастающих из земли [и изготовленных из них продуктов], и за него установлено особое благословение—Га-Моци лехем мин га-арец («Давший земле способность родить хлеб»).

3. Все, что приготовлено из злаков, но не является хлебом, как, например, различные мучные блюда или каши, хоть и не обладает значимостью, равной хлебу12, все же [имеет особый статус] и также именуется мазон («пища»). И над этими продуктами произносят [особое] благословение—Боре миней мезонот («Сотворивший разнообразную пищу для насыщения»). Если благословение Боре миней мезонот произнесли над хлебом, то [постфактум13] обязанность [произнести соответствующее благословение перед тем, как отведать еду или питье] признается исполненной. Однако [среди законоучителей] есть и те, кто не согласен с этим мнением14.

И как всегда, в тех случаях, когда возникают сомнения в том, есть ли обязанность произносить благословение15 над пищей растительного происхождения, не являющейся плодами деревьев./ 7. Над плодами, растущими на деревьях./ 8. А также виноградного сока./ 9. А также прочих продуктов из муки./ 10. Именно вино и виноградный сок, а не сам виноград./ 11. И фруктовых соков./ 12. Ввиду чего и было установлено особое благословение на хлеб. /13. Но изначально так поступать запрещено. / 14. Полагая, что благословение Боре миней мезонот не является соответствующим хлебу, даже постфактум. Поскольку, по их мнению, есть качественная разница в значимости этих категорий пищи. / 15. В этом месте текста речь идет о необходимости произнесения благословения fa-Моци лехем мин га-арец, установленного для произнесения над хлебом, после того как уже было произнесено Боре миней мезонот. (это правило будет разъяснено ниже, [во второй главе]), от этого следует воздержаться16.

4.  Если над фруктами было произнесено Боре при га-адама, то постфактум обязанность [произнести соответствующее благословение перед тем, как отведать плоды дерева, признается] исполненной17. Однако если Боре при га-эц было произнесено над овощами, то обязанность [произнести соответствующее благословение перед тем, как отведать плоды земли, не признается] исполненной даже постфактум18. Над какой бы пищей ни было произнесено Ше-га-коль—обязанность [произнести соответствующее благословение постфактум признается] исполненной. [Это верно] даже [для той ситуации, когда речь идет о] хлебе и вине.

Поэтому, в том случае, когда [у благословляющего] возникло сомнение, является ли данный плод фруктом или овощем, над ним следует произносить [более общее] благословение Боре при га-адама, а если вообще неизвестно, к какой категории его отнести,—Ше-га-коль19. Это же правило применимо и в том случае, когда сомнение20 возникает [не из-за проблем с идентификацией того или иного продукта благословляющим, а] вследствие расхождения законоучителей во мнениях по этому поводу21.

5. Однако все это22 относится к ситуации, когда сомнение [в том, какое благословение следует произносить] возникло у человека после [обстоятельного] изучения [вопроса23] или постфактум24. Изначально же Ше-га-коль

16. Чтобы не произнести без необходимости (всуе) фигурирующие в благословении Имена Всевышнего, нарушая при этом закон./ 17. Так как фрукты, являясь плодами деревьев, являются вместе с тем и плодами земли. /18. Поскольку овощи не являются плодами деревьев./ 19. Которое может быть отнесено к любым видам еды и питья./ 20. В том, какое именно благословение следует произносить за данный продукт. / 21. И поэтому нужно решить, какому мнению следовать. Ответ на этот вопрос: тому, согласно которому следует произносить более общее благословение./ 22. Обстоятельства, описанные в предыдущем параграфе./ 23. Вопроса о классификации продукта или существующих на его счет мнений законоучителей./ 24. Когда благословение было уже произнесено.