смысл и философия религиозного сионизма, концепция модернизма в ортодоксальном иудаизме, применение каббалы для понимания процессов, происходящих сегодня с еврейским народом и государством. Избранные отрывки из произведений р. Кука с новым переводом. ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
Данный сборник, впервые на русском языке, призван дать целостное представление о личности и учении рава А.-И. Кука, одного из наиболее выдающихся еврейских мыслителей XX века, создателя современной философии религиозного сионизма и концепции модернизма в ортодоксальном иудаизме.
Философия рава Кука — это очень «израильская» религиозная философия, произрастающая на Святой Землеиберущая свои силы прежде всего из непосредственного раскрытия Божественности, сопровождающего процесс постепенного восстановления полноценной еврейской жизни в Эрец-Исраэль.
Этот «израильский» аспект учения рава Кука необычайно важен, — но он же создает дополнительные сложности в его понимании для тех, кто вырос в духовном мире еврейства Диаспоры. И, в частности, для меня самого, как редактора-составителя этой книги и автора части вошедших в нее статей, это тоже было в свое время определенной проблемой.
В течение ряда лет, пока я и моя семья были лишены возможности выезда в Израиль, изучая иудаизм в Москве, я предпринимал попытки понять идеи р.Кука и разобраться в его учении; но в Галуте, в диаспорной жизни это никак не удавалось, и стало возможным для меня лишь после алии, в Израиле.
Оглавление
Вводная статья П. Полонский. Рав Кук: философия религиозного сионизма и ортодоксальный модернизм……..15 Раздел А. Личность А-1. Биография р. Кука………27 А-2. Ш.-И.Агнон. Из воспоминаний о р. Куке…….60 А-3. Й. Бен-Шломо. Личность р. Кука и проблемы эпохи…….71 А-4. Д. Конторер. Рав Кук и поколение сионистов-первопроходцев ….81 Раздел В. Некоторые центральные идеи р. Кука В-1. П. Полопский. Концепция р. Кука о религиозном значении Государства Израиль и о еврейской избранности сегодня…..95 В-2. П. Полонский. Ортодоксальный модернизм и проблемы эволюции иудаизма в учении р. Кука…… 154 В-3. П. Полонский. Подход ортодоксального модернизма к проблемам столкновения галахи и этического чувства.. 199 Раздел С. Базовые концепции метафизики и каббалы в учении р. Кука (Перевод книги И. Бен-Шломо «Песнь жизни-главы из учения р. Кука») С-2. Общее описание и основные черты учения р. Кука… 225 С-3. Соотношение между рациональным и иррациональным в познании и в религии…..237 С-4. Соотношение Бога и мироздания: двойственность «полного совершенства» и «процесса совершенствования». 252 С-5. Соотношение «свободы» и «необходимости» в Боге и в мире……..263 С-6. «Моральные устремления бытия» — мир как проявление этичной воли. Концепция «космической тшувы»…. 277 С-7. Соотношение материального и духовного. Будничное и святое; дерзость и творчество….293 С-8. Соотношение эстетики, религии и этики. Божественность совести….306 С-9. Две категории святого. Проблема зла………320 С-10.«Реальность не боится противоречий»……337 С-11. Единство разнообразия в мире духа и природы — концепции «религиозной терпимости» и «органического восприятия мироздания в целом»………350 С-12.Восприятие р. Куком теории эволюции и его историософская концепция……367 С-13.Восприятие сионистского движения как процесса «Геулы» — «мессианского избавления»…..388 Раздел D. Избранные отрывки из произведений р. Кука D-1. «Арфилей тоЬар» — избранные отрывки……..409 D-2. Двойственность души и двойственность духа……484 D-3. Связь народа Израиля со Страной Израиля (Отрывки из книги «Орот»)……492 D-4. Комментарий к заповеди принесения Омера и счета Омера……..495 D-5. Обращение к руководителям общества еврейского искусства «Бецалель»……496 D-6. Радость и трепет (Отношение иудаизма к университету)………504 D-7. Проблема отношения к современному поколению…..508 D-8. «О тшуве поколения»…….512 Раздел Е. Дополнительные критические и аналитические статьи но философии р. Кука Е-1. Э. Зусман. Галаха, поэзия и природная нравственность человека в учении р. Кука……517 Е-2. Р. Файерман. Амбивалентное отношение к атеизму в концепции р. Кука……..521 Е-3. Я. Фильбер. Терпимость и религиозный плюрализм внутри иудаизма…..527 Е-4. П. Полонский. Некоторые идеи р. Кука к празднику Песах: связь между выходом на свободу и уничтожением хамеца…….537 Раздел F. Религиозный универсализм р. Кука 1-1. р. Кук. Четырехголосная песнь……….545 1-2. Б. Боксер. Религиозный универсализм р. Кука…..547 Индекс ……..563 Библиография……..569 Фрагмент из книги: РАЗДЕЛ D. Избранные отрывки из произведений р. Кука §120/стр.45 По сравнению с высшей Божественной истиной нет разницы между «изображающей верой» и атеизмом По сравнению с высшей Божественной истиной нет в общем-то никакой разницы между «изображающей верой»1 и между совершенным неверием (атеизмом) — оба они не дают истины2. Однако (в нашей жизни) разница между ними все же есть; и она заключается в том, что вера сама по себе больше склоняется к истине, а атеизм ближе ко лжи. И ввиду этой склонности от одного происходит добро, а от другого — зло3. И так сказано у пророка: (Гошеа 14:10) «Праведники пройдут по ним, а злодеи споткнутся на них»4. При этом весь мир со своими материальными и духовными ценностями в целом устроен по человеческим меркам5, а по этим меркам истина проявляется в вере, и поэтому в ней — источник добра, а ложь проявляется в неверии, и в ней — источник зла. ' «Изображающая вера» — это вера, которая каким-то образом изображает нам Бога и дает то или иное описание Его, даже если это описание не «телесное», а «духовное». См. об этом также выше, глава С-3, §3.8.2 Т.е. как атеизм, так и примитивная изображающая вера совершенно далеки от истины, и по сравнению с высшей Божественностью равно неверны.3 Иными словами, с Божественной точки зрения нет никакой разницы между примитивной верой и атеизмом — и то и другое неправильно; но с человеческой точки зрения они имеют разную направленность: одно склоняется к добру и истине, а другое — ко злу и лжи.4 Т.е. именно там, где праведники пройдут, там злодеи и споткнутся.5 А не по «высшим Божественным» меркам; т.к. Бог создал мир для того, чтобы человек мог жить и действовать в нем.
|