Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Путешествие по недельным главам. Ва-йикра

Раздел: Комментарии к недельным главам Торы

Автор: Менахем Михаэль Гитик
Переводчик:
ISBN:
Издатель: автор
Год издания: 2007

Настоящая книга позволяет русскоязычному читателю заглянуть в сокровищницу еврейского духовного наследия и обнаружить в ней весьма неожиданные и тем более привлекательные ценности. Состоит из комментариев еврейских мудрецов на недельные главы второй книги Пятикнижия, собранных и обработанных МенахемомМихаэлем Гитиком, автором книг по еврейской философии («Знакомьтесь еврейство!», «Голос тонкой тишины», «Где же был Бг во время Катастрофы?»).

Фрагмент из книги:

Глава 3

«Шмини»

От общего к частному

Недельные главы «Ва-йикра» и «Цав» определили место Мишкана в пространстве и во времени. Наша недельная глава переходит от определений к работе, от теории к практике и начинается с… подготовки!?

Семь дней обучает Моше когэнов и левитов их обязанностям — семь дней приносятся корбанот и разбирается переносной Храм. Всё делается как должно, но без… Всевышнего. И на восьмой день Моше призывает когэнов на действительную службу: «И было на восьмой день — призвал Моше Агарона с сыновьями» (Ва-йикра, 9:1).

Все предшествующие семь дней были заполнены (отсюда их название — «так как семь дней наполнял их руки» — ми-луим от слова мале — «наполнение») учениями, ничем не отличающимися от реальности, которые единственно способны показать настоящую готовность к действиям. И на восьмой день, который неслучайно пришёлся на первое нисана, Агарон принёс два исправляющих корбана хатат: один за себя и своих близких, другой — за весь Израиль, дабы очистить народ и, тем самым, приготовиться к высочайшему — «так как сегодня Всевышний откроется вам».
Это ни с чем не сравнимое раскрытие Творца прямо связано с числительным восемь, давшем название всей главе (шмини означает «восьмой»). Его дополнительное значение на иврите — «жир, сливки» — символизирует излишнее, сверхобычное, то есть в открытую чудесное, духовное, и, следовательно, как нельзя лучше отражает внутреннее содержание главы, где кроме всего уже упомянутого присутствует благословение когэнов, сверхнеобычная гибель сыновей Агарона, Надава и Авигу, а также, в завершение, «малообычные» законы чисто-ты и нечистоты животных.

Собственно, гибель старших сыновей Агарона подчеркнула необходимость серьёзнейшей подготовки к работе в Мишка-не. Переход от общих принципов к конкретным деталям всег-да таит в себе неожиданности, к которым следует специально готовиться.

Раскрытие Всевышнего — преамбула благословения когэнов. Духовное изобилие, дарованное Творцом через работу в Храме, распространяется на весь народ!

И неслучайно недельная глава завершается законами о чистых и нечистых животных. Ведь вся идея работы человека — это идея духовного очищения, позволяющего убрать то нечистое, что разделяет и отделяет нас от Создателя. Животное, в отличие от человека, определено раз и навсегда, человек же обязан ис-пользовать даваемые ему свыше (на иврите — «чудо» — нес — означает «свыше»!) силы и менять себя в «сторону Всевышнего»!

Метастазы золотого тельца

Возьми себе телёнка сына быка
для хатат (искупительного корбана)
и барана без увечий для вознесения
и приблизь перед Всевышним.
А сынам Израиля скажи так:
Возьмите козла для хатат
и бычка и барана годовалых и без увечий
для вознесения. Ва-йикра, 9:2,3

Рав Шломо-Эфраим Лунчиц («Кли якар») обращает внимание на разницу в «судьбе» двух тельцов — Агарона и сынов…