Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Постигая сердцем

Раздел: Классика иудаизма (ришоним и ахороним)

Автор: Ребе Келонимус Калмиш Шапиро / Адмор из Пясечны
Переводчик: А. Кутуков
ISBN:
Издатель: Швут Ами
Год издания: 2008

Ховат Аталмидим — Постигая сердцем — путь еврейского самовоспитания

Раби Келонимус Калмиш Шапиро — Адмор из Пясечны 

Назначение этой книги — проникнуть в сердце еврея, изучающего Тору, достучаться до его души, наставить ее в Торе, служении и праведности и приобщить ее к Б-гу. Читатель найдет здесь также требования и запреты, которым необходимо следовать в «мысли, речи и делах».

В книгу включены также три очерка, призванные прояснить некоторые тайны хасидизма и основы кабалы, необходимые для воспитания праведности, и каждый читатель сможет воспользоваться ими согласно своему уровню.

Содержание

К родителям и учителям (Предисловие автора)  7
Гл.1 Обращение к ученику  31
Гл.2 Учись учиться  37
Гл.з Главное о душевных болезнях и их лечении  40
Гл.4 Болезнь небрежности и лени и чем ее лечат  44
Гл.5 Несколько советов тому, кто борется с небрежностью 55
Гл.6 Болезнь самонадеянности  6о
Гл.7 Болезнь ложного смирения и лекарство от нее  65
Гл.8 О необходимости возвышать и совершенствовать душу и ее качества  73
Гл.9 Несколько советов, как возвышать и улучшать самого себя 79
Гл.10 Как превратить дурные качества в яркий свет маяка  94
Гл.11 Постоянство в служении, постоянство в просьбах и возвышенный взгляд  
Гл.12 О нескольких понятиях хасидизма и о том, как с их помощью привязать себя к Торе   114
Гл.13 Не давать себе прокиснуть   129
Повеления и запреты   140
Три очерка Очерк первый. Как читать хасидские книги  155
Очерк второй. Тора, молитва и песнь Б-гу  175
Очерк третий. Немного о святом шабате   226
Биография автора   252

Фрагмент из книги:

…святость тех самых евреев, одним из которых и ты должен стать. И ты наверняка не просто размышлял над нашими словами, а еще и начал работать так, как мы тебе посоветовали. Разумеется, твоя работа еще не закончена: ее не завершить за один или два раза, — но все же сердце твое уже смягчилось, и ты уже ступил на путь проявления заключенной в тебе высшей святости. Ты сумел порадовать этим своего Отца, Который на Небесах, и тот слабый свет, который уже загорелся в тебе, зажег свет и на Небесах, и на Земле. Ведь наши мудрецы говорят, что евреи — как звезды, которые светят в небе, но освещают землю. Так и ты, один из евреев, светишь на земле, а освещаешь и землю, и Небеса.

Теперь самое важное для тебя вот что. Все время следи, чтобы не сидеть на двух стульях, чтобы не получилось так, что в какую-то минуту твоя душа пробуждается и приближается к Восседающему на Небесах, а уже в следующую минуту падает, Б-же упаси, на землю и даже ниже, в глубины преисподней, где поджидают тебя бессмысленное времяпрепровождение, безделье и глумление. Конечно, правда, что человек не может все время удерживаться на одной и той же высокой ступени, не в состоянии весь день поддерживать тот духовный экстаз, который пережил в молитве. Но с другой стороны, тебе стоит подумать вот о чем. Человек не может весь год пребывать на том уровне, которого он достиг в Рош ашана и Иом кипур. Однако если он не препояшется на весь год тем стремлением к Б-гу и той святостью, которые обрел в эти праздники, если не будет строго придерживаться всех тех обетов, которые дал в это время, если сойдет с пути, открывшегося перед ним в Облаке Славы Всевышнего в Рош ашана и Иом кипур, как только это Облако скроется с его глаз, — в глубокой темной яме окажется не только весь его следующий год, Б-же упаси, но и сами пережитые им праздники, та небольшая порция света, которой он удостоился.

Конечно, ты не сможешь постоянно удерживать себя на той высоте, которой достиг, когда твоя душа приникла к Отцу, Который на Небесах, и изливалась в плаче у Него на груди. Но хотя бы удерживай связь с теми проявлениями святости, с теми добрыми наставлениями и т.д., которым ты обязался следовать в возвышенный миг, в твою лучшую минуту, и исполняй все то, что тогда пообещал.

Главное — постоянство в служении Б-гу, а достигнуть его невозможно, если не искать беспрестанно возможности послужить Ему. Смотри, с какой просьбой обращается к Б-гу царь Давид: «Укажи мне, Б-же, пути к Тебе, чтобы ходить мне в трепете перед Тобой; объедини мою душу в трепете перед Именем Твоим!» (Теилим 86). Он уже уничтожил в себе злое начало, как сказано в Талмуде, и достиг высших ступеней святости, став одним из оснований Престола Славы; и этот великий человек обращается к Б-гу как один из толпы, еще даже не начавший служения, и просит Его: «Укажи мне путь, на котором я смогу достичь Тебя!».

И ты должен искать служения не только время от времени, в какие-то особые моменты, а постоянно, по слову Писания: «Ибо к Тебе я взываю весь день». Представь себе, что царский сын заблудился в горах, в безлюдной пустыне, где одни дикие звери и подкарауливающие разбойники. Он знает, что где-то здесь проходит дорога, по которой он сможет добраться до царя, своего отца, но не может отыскать ее. Какие огромные и непрерывные усилия прилагает он, чтобы все же выйти на эту дорогу, и как силен и громок призыв его: «Отец, покажи мне дорогу к тебе!». И только если ты всегда будешь смотреть на себя, как на этого заблудившегося царского сына, все время будешь помнить, что ты отдалился от своего Отца, Который на Небесах, и заплутал в пустыне этого мира, среди никчемных и бессмысленных материальных вещей, разрушающих тело и убивающих душу, — только тогда в тебе окрепнет желание постоянно искать пути к Б-гу и постоянно взывать к Нему из глубины сердца: «Укажи мне, Б-же, путь к Тебе!». Если ты будешь постоянно искать этого пути, то и служение…