Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Поездка. Или о раввине и его единственном сыне

Раздел: Философия

Автор: Перлов, Пинхас
Переводчик:
ISBN:
Издатель:
Год издания:

 

Одна из историй, рассказанных раби Нахманом. с ком­ментарием р. Эреза-Моше Дорона.

Фрагмент из книги:

Обо всем этом он рассказал двум молодым людям…
Человек, который искренне желает получить хороший, истинный совет, может найти его только у тех, кого можно назвать "молодыми" по живости, молодому задору и свежести их духовных устремлений. Разумеется, совет можно услышать и принять также и "изнутри самого себя", пока еще не состарилась и не окаменела душа.
…и те посоветовали ему съездить к одному известному праведнику.
Почему именно к праведнику? Разве не просят совета обычно у мудреца? Здесь открывает нам раби Нахман важный принцип, о котором уже шла речь выше: мудрость без добрых дел бесплодна, и цена ей -ломаный грош. Легкий ветерок способен свалить того, кто обладает подобным видом мудрости, так как нет у нее опоры и корней в практических делах. Мудрость, которую следует ценить и из нее учиться, — это мудрость практических дел, превращающая человека в праведника, то есть в человека доброго, благородного, способного помочь самому себе и ближнему.
Сегодня, к сожалению, нередко мы становимся свидетелями обратного. Человек, обладающий профессиональными знаниями, ученым званием или даром красноречия, моментально занимает высокое место в общественной иерархии. Его почитают и считаются с его мнением, даже если по своим личным качествам он этого совершенно не заслуживает.
Профессор в области гуманитарных наук может, как мы уже говорили, прочитать впечатляющую лекцию о морали, даже если он неверен своей жене, одержим гордостью и плутует в деловых операциях, — все это не помешает ему оставаться важной персоной в глазах общества, ведь он — профессор!
Разве подобный подход к мудрости не является извращением?
Мудрость — это инструмент в руках человека. Тот, кто пользуется им разумно и правильно, достоин уважения. Но тот, кто при его посредстве приносит в мир разрушение, к примеру, изобретает новые виды оружия, дальнобойные пушки и ядерные боеголовки, — достойны ли уважения он сам, дела его и вся его "мудрость"?