Одна из историй, рассказанных раби Нахманом. с комментарием р. Эреза-Моше Дорона. Фрагмент из книги: Обо всем этом он рассказал двум молодым людям… Человек, который искренне желает получить хороший, истинный совет, может найти его только у тех, кого можно назвать "молодыми" по живости, молодому задору и свежести их духовных устремлений. Разумеется, совет можно услышать и принять также и "изнутри самого себя", пока еще не состарилась и не окаменела душа. …и те посоветовали ему съездить к одному известному праведнику. Почему именно к праведнику? Разве не просят совета обычно у мудреца? Здесь открывает нам раби Нахман важный принцип, о котором уже шла речь выше: мудрость без добрых дел бесплодна, и цена ей -ломаный грош. Легкий ветерок способен свалить того, кто обладает подобным видом мудрости, так как нет у нее опоры и корней в практических делах. Мудрость, которую следует ценить и из нее учиться, — это мудрость практических дел, превращающая человека в праведника, то есть в человека доброго, благородного, способного помочь самому себе и ближнему. Сегодня, к сожалению, нередко мы становимся свидетелями обратного. Человек, обладающий профессиональными знаниями, ученым званием или даром красноречия, моментально занимает высокое место в общественной иерархии. Его почитают и считаются с его мнением, даже если по своим личным качествам он этого совершенно не заслуживает. Профессор в области гуманитарных наук может, как мы уже говорили, прочитать впечатляющую лекцию о морали, даже если он неверен своей жене, одержим гордостью и плутует в деловых операциях, — все это не помешает ему оставаться важной персоной в глазах общества, ведь он — профессор! Разве подобный подход к мудрости не является извращением? Мудрость — это инструмент в руках человека. Тот, кто пользуется им разумно и правильно, достоин уважения. Но тот, кто при его посредстве приносит в мир разрушение, к примеру, изобретает новые виды оружия, дальнобойные пушки и ядерные боеголовки, — достойны ли уважения он сам, дела его и вся его "мудрость"?
|