Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

По образу и подобию

Раздел: Философия

Автор:
Переводчик:
ISBN:
Издатель:
Год издания: 2002

 

Автор рассматривает высокие духовные темы иудаизма, основываясь на сказанном в Талмуде, мидрашах и книгах тайного учения (р.Моше-Хаима Луццатто, Виленского гаона, Магараля), — что есть "образ и подобие", по которым сотворен человек; для чего зодан мир; для чего живет человек.

Фрагмент из книги:

Т. Подобный взгляд на соотношение верхнего и нижнего миров позволяет лучше "прочувствовать" комментарий р. Хаима Воложина о месте человека в мире: "и стал человек нефеш живая". Согласно его объяснению, подобно тому, как нешама дает жизнь гуфу, так сам человек играет роль нефеш по отношению к созданным мирам. Эта аналогия, мне кажется, получает новое звучание с учетом мысли, открывшейся в словах царя Давида: "Дайте силу для Элоким". Прямая зависимость между действиями людей и световым потоком, исходящим от Творца, питающим абсолютно все части мироздания, действительно ставит человека в позицию, сходную с той, которую занимает нешама в нем самом.
Р. Вернемся к наставлению р. Эльазара: "Дай Ему то, что принадлежит Ему". До сих пор эти слова расшифровывались так:
пользуйся вещами этого мира в соответствии с волей Творца. Благодаря этому, они попадут как бы в Его владение. Вещь не в прямом смысле отдана Ему — всем ясно, что ею пользуется все-таки человек, но она как будто оказалась в распоряжении Б-га. Теперь посмотрим на происходящее под другим углом. Последствие действий людей — изменение светового потока, излучаемого Творцом и направленного в сторону верхних "сил". Приняв сверху свет, "силы" верхнего этажа начинают действовать в соответствии с законом движения «сверху вниз», в результате чего материальный мир приходит в более сбалансированное состояние, чем до этого. В описанной модели верхние "силы" не в переносном, а в прямом смысле — орудие в руках Создателя. Используя их, Он непосредственно вмешивается в происходящее на земле. Но что способствует тому, чтобы Он обратился к ним? Действия человека на земле, который подчинился Его воле. Оказывается, эвед Гашем не в переносном, но в прямом смысле отдает мир — верхний мир — в руку Творца, ибо в результате действия человека Он использует эти "силы". В этом, можно считать, заключен скрытый смысл наставления р. Эльазара: "Дай Ему то, что принадлежит Ему".
Т. Никогда бы не подумал, что эта мишна допускает буквальную интерпретацию. Однако непонятно: даже если люди и не выполняют распоряжения Творца, Он, тем не менее, управляет землей, используя верхние "силы". Получается, что, независимо от поведения людей, "силы" в Его руке. Но тогда в чем смысл слов: "Дай Ему…"?
Р. Когда люди нарушают предписания Творца, это приводит, как мы выяснили, к ослаблению силы Элоким (Его силы), уменьшению светового потока. Это означает, что расстояние между "силами" и их корнями — бытием Б-га — увеличивается. Он, в каком-то смысле, удаляется от них, не использует в той степени, как до этого. Можно сказать, что, идя против воли Творца, люди отчасти уводят верхние "силы" из Его руки. Вместо поучения мишны: "Дай Ему…", это приводит к противоположному результату.
Вернемся к дискуссии о том, ради кого был сотворен мир. Не склоняют ли тебя слова р. Эльазара "Дай Ему то, что принадлежит…