Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Перевоплощение

Раздел: Философия

Автор:
Переводчик:
ISBN: 965-90487-0-х
Издатель: Дварим
Год издания: 2005

Книга рассказывает о психологических аспектах эмоционального восприятия Торы; о перевоплощении души и о том, что говорят об этом еврейские источники; приводятся упражнения духовного тренинга.

Эта книга в нашем магазине на русском языке

Глава первая
КАК ДОЙТИ ДО ЖИЗНИ ТАКОЙ,
или Всё дело в информации

Прежде всего хочу представиться.
Я родился и до семнадцати лет жил в Москве. Закончив биологическую школу, в 1972 году уехал с родителями в Израиль. Но через два с половиной года перебрался в Канаду. Прошло ещё семнадцать лет, и я вновь вернулся в Израиль — уже с семьёй. По профессии психо-, гипнотерапевт и плюс к этому много лет работал в сфере мануальной медицины, занимаясь манипуляциями с костями черепа, внутричерепными мембранами. В общем-то, достаточно редкая специализация — стык физиологии и психологии.
Когда люди узнают об этом, то, глядя на мою кипу, бороду, чёрный костюм, спрашивают: «Ну, слушай, а как же дошёл ты до жизни такой?» Ведь интересно понять, каким образом люди, занимающиеся медициной, психологией, приходят к еврейской традиции — и не когда-нибудь, а сегодня, в начале XXI века.
Я отвечаю одним словом: «Информация».
Когда мы с вами слышим слово иудаизм, то у нас по ассоциации возникает слово религия, а следом, естественно, появляется слово вера. Мы знаем, что есть люди верующие, а есть неверующие. Вот тот каким-то образом поверил, а я… мне трудно, не верю я… Такой подход — продукт стереотипов, связывающих в нашем сознании понятие иудаизма с понятиями религии, веры, доставшимися нам от советского атеистического общества, сражавшегося с христианством.
В основе христианства, действительно, очень много связанного с верой, уточню: слепой верой. Сами христиане говорят, что не могут доказать свои основополагающие постулаты (например, непорочное зачатие) — и человек должен принимать их на веру. На что сражавшийся с христианством атеизм заявлял: смотрите — у них всего лишь только вера, а у нас чистые знания.
Иудаизм же утверждал всегда: то, что Б-г существует, нужно знать, НЕ ВЕРИТЬ, А ЗНАТЬ.
Чем отличается слепая вера от знания, которое можно рационально осмыслить, перепроверить, применить в повседневной жизни?
Знание предполагает какую-то информацию.
Моя задача именно в этом — дать вам ту информацию, которую вы не сумели получить (из-за специфики воспитания, из-за того, что её от нас скрывали), попытаться помочь вам разобраться в тех вещах, которые мне удалось изучить благодаря тому, что, покинув Советский Союз и проведя на Западе полжизни, я получил свои нынешние знания, вот эту вот информацию.
Тем более, что большинство вещей, описанных в этой книге, не являются чисто теоретическими знаниями. Это путь, по которому я шёл, иду и по которому помог и помогаю пройти другим.
Наш интеллект зачастую подспудно управляется нашими эмоциями. Мы будем говорить об этом дальше. Пока же, если у вас возникают трудности с чтением отдельных частей книги, появляется несогласие, спросите себя, действительно ли это несогласие интеллектуальное (что вполне допустимо), или же эти возражения идут от эмоций. Вам самим будет интересно и важно с этим разобраться.
В качестве примера вспомню ответ, данный равом Ноахом Вай-нбергом, главой йешивы «Эш га-Тора», на вопрос о чисто рациональных доказательствах существования Б-га. «Я приведу эти рациональные доказательства, — сказал он, — при одном условии: у вас в жизни после этого ничего изменится». — «Как, — воскликнул спрашивавший, — в моей жизни изменится ВСЁ!» — «Тогда, — улыбнулся рав Вайнберг, — никаких чисто рациональных доказательств для вас существовать не может».
Что он имел в виду?
Все эмоции и привычки этого слушателя будут кричать, топать ногами и возмущаться. Если рав прав, то человеку придётся меняться. О каком холодном рациональном подходе тут может идти речь…

Глава десятая
ТАКОЕ НЕОПИСУЕМОЕ СТЕЧЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
Пятая группа упражнений: Ханука
Ханука — это праздник победы над духовной ассимиляцией.
Сделаем несколько упражнений, связанных с этим праздником
Упражнение № 23. Чудо Хануки
Вступление:
Всем известно, что Макаби*, разгромив эллинистов* и греки сирийцев и освободив Храм, попытались зажечь Менору, которая должна гореть постоянно. Но тут они обнаружили, что не осквернено масло только в одном маленьком запечатанном печатью пер восвященника сосуде, но его хватало всего на один день горения Меноры. И Макаби принимают решение зажечь масло из этот единственного сосуда: пусть горит хотя бы сутки, но горит. Оно же горело восемь дней!
В связи с этим вопрос (который люди, не знающие еврейской традиции, даже не задают): Зачем, собственно, нужно было чудо?
Во-первых, по еврейскому закону открытым, осквернённым мае лом можно пользоваться для общественных целей. Для личного жертвоприношения оно не подходит, а для общественного, пожа луйста. А такого масла было сколько угодно. Это — раз.
Во-вторых, допустим, Макаби волновала ритуальная нечистота, связанная с прикосновением к маслу нечистого человека, в том числе прикасавшегося к мёртвому телу. Но после битвы они сами были в состоянии духовной нечистоты. А как только человек, нахо дящийся в статусе духовной нечистоты прикасается к сосуду с маслом, в тот же миг оно становится ритуально нечистым. Так что и этом смысле масло, которое они нашли и зажгли, было не лучше, чем всё другое масло, найденное в Храме.
Тогда зачем вся эта радость в связи с находкой закрытого флакончика? Макаби волновала нечистота сосудов и масла, связанная с его использованием в идолопоклоннических целях. Такое масло освятить нельзя. Запечатанный печатью первосвященника флакончик гарантировал неприменение масла идолопоклонниками.
Но остался ещё один вопрос. Используя находку в первый день, Макаби могли выжать новую порцию масла, пригодного для зажигания меноры в последующие дни. В чём же смысл того, что масло горело восемь дней? Зачем было чудо там, где, вроде бы, его можно избежать?
Очень важно, что праздник Ханука, кроме всего, празднует возможность чуда. Согласно греческой философии при всей её, казалось бы, поверхностной красоте и логичности, этот мир — замкнутая система. Он не позволяет сущее питать чуду, а смысл чуда в том, что оно демонстрирует необходимость пересмотра наших знаний. Как мы видим, современная наука регулярно сталкивается с чудесами, заставляющими человека пересмотреть весь взгляд на мир, и выясняется, что мир намного сложнее, намного интереснее, чем мы думали. Одно из объяснений чуда с восьмидневным горением суточной порции масла состоит в том, что оно было необходимо, чтобы показать, что чудеса в принципе существуют. Более того, если есть бесконечность, то существование конечного в бесконечном само по себе является чудом. То есть сам факт существования материального — это чудо. И поэтому, говорят наши мудрецы, мы должны научиться видеть чудеса во всём, что происходит.
Итак, сделаем упражнение на ощущение чуда. В жизни каждого человека, по крайней мере, одно чудо, а случалось. Например, произошло что-то, что не должно было произойти, и стечение обстоятельств было совершенно неописуемым, или — наоборот — что-то не произошло, хотя могло произойти, и человек вдруг ощутил, что для него было сделано чудо. Вот это ощущение мы с вами и хотим сейчас найти с помощью упражнения.

Упражнение:
Итак, ВРЕМЯ РАССЛАБИТЬСЯ.
Закройте глаза, сделайте глубокий вдох. Идём в глубокое, глубокое расслабление.
Расслабьте, пожалуйста, мышцы плеч, мышцы спины, мышцы ног, расслабьте пальцы ног и ступни. Глубокое, приятное расслабление.
Расслабление идёт вверх по ногам в мышцы живота, грудные мышцы. Расслабляются плечи и руки. Расслабление идёт вверх по рукам в шею, голову. Расслабляются мышцы головы и лица. Расслабляются мышцы вокруг глаз, носа, рта, ушей.