Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

От Адама к Храму

Раздел: Танах

Автор:
Переводчик:
ISBN: 966-8103-47-5
Издатель: Зоря
Год издания: 2007

Эссе о движущих силах библейских событий и их связи с современностью. Книга написана бывшим политзаключенным, а ныне преподавателем Танаха и иврита и охватывает событийную канву первой половины Танаха: Тора, книги Йеѓошуа, Шофтим и Шмуэль. Цель комментария – дать комплексное, интегральное понимание текста Танаха.

Фрагмент из книги

Эссе о внутренних пружинах библейских событий и их связи с современностью

         Даже зная наизусть каждое слово спектаклей, которые разыгрывает Иосиф перед своими братьями, мы не можем с легкостью обнаружить, к чему же он стремится.  Зачем в центре сценария оказывается именно "гадальная чарка"? Какова цель розыгрыша? Был ли именно такой финал запланирован режиссером, или спектакль "под занавес" сорвался? Что привело к этому?

    В тексте нет явных ответов, а без них мы чувствуем себя как на иностранном фильме: видим все, что происходит, но не понимаем, почему. Фильм явно великолепен, и тем более обидно остаться в недоумении… Индуктивное восприятие в сочетании с глубоким усвоением языка оригинала, его духа, истории и традиции позволяет разгадать тайны, увидеть под морской рябью Писания богатейший и интереснейший "подводный" мир. Перед  Вами  акваланг погружения…


На стыке земли и неба

       Мы переживаем сегодня острейший кризис цивилизации. Не только наступление беспредельного зверства извне возвещает его.  Из обихода исчезает классика, освобождая место примитивной развлекательной пустоте, в которой нет ничего, кроме щекотания тех или иных нервов. Такая псевдокультура, подобно наркотику, требует увеличения дозы, переходя с легких видов она тяжелые, и, как разрушение тела в данном примере, происходит распад души вместе с ее отрывом от реальной действительности, что облегчает нашествие дикости.

     И если на Западе переходный период был долгим, постепенным и незаметным, то в зоне влияния русского языка произошел катастрофический слом. Железная печь, из которой все мы вышли, являлась огромным и страшным заповедником слегка модернизированного средневековья, но в нем же парадоксальным образом консервировался приоритет классики. Крушение этой резервации создало внезапный вакуум и в данной сфере. 

       В противовес варваризации извне и изнутри необходимо заново и напрямую приобщиться к могучему корню, на протяжении веков подпитывавшему одухотворенную культуру. Если в основе таковой лежит Книга вообще, то ее подлинная  первопричина – Книга Книг. Это переносная родина не только скитавшегося народа, но и духовной культуры вообще, и у них обоих в равной мере  в отрыве от Писания – нет шанса на выживание ! Лишь оно является нерасщепимым ядром их внутренней самоидентификации.

         Тема, язык ракурс, глубина и широта изложения, творческий метод – нередко являются непростым выбором автора.  Погружение в Книгу Книг делает первый выбор естественным. Что сравнится с этим произведением Творца, и что более требует соучастия человека?    Не это ли партнерство через жизнь и творчество и было главной целью творения?

         Писание дано на еврейском,  и, без оригинала, как и без связанной с ним устной традиции – подлинное понимание невозможно. Естественным было бы и  его исследование оставить в той же лингвистической стихии. Однако печатный рынок перенасыщен комментариями на священном языке, которые нередко противоречат друг другу, оставляя читателя в затруднении и недоумении.  Поэтому требуется и более  свободное, отстраненное, незаангажированное языковое пространство, и иной подход, который позволит преодолеть основную  массу "неразрешимых"  противоречий, вызванных традиционно–дедуктивным методом,  исследованием частностей, чаще всего на уровне фразы, слова,  буквы, знака препинания. При нынешнем массово-раскованном стиле исследовательского процесса и публикаций  такой подход уводит в непроходимые джунгли противоречивых мнений, эмбрион которых проявлялся и в более дальние времена. Интегральное   восприятие текста способно резко сузить сферу разногласий, поскольку глобальная структура событий подчиняет себе детали, делая их логичными звеньями цельной картины, а не хаотичными фрагментами, которые можно толковать в любом направлении.

   Именно поэтому мы сосредотачиваемся  в первую очередь на событийной   стороне Писания, целостность которой с очевидностью продиктована Единым Автором величайшей драмы.

    Кроме того, мы ограничиваемся лишь той первой половиной Книги Книг, где все падения являются лишь пружинами общего великого подъема, столь актуального для нас сегодня. Вторая же половина Писания повествует о глубочайшем падении ( с самого дна которого  мы ныне, срываясь, карабкаемся вверх ),  и даже подъемы в ней – лишь временное торможение на том страшном обрыве, преисподней которого оказался  Холокост.

     Актуальность, потребность часа, играет не последнюю роль в выборе темы и ее границ.  Мы ведь заново переживаем переходный процесс от единиц к народу, к стране и, с Б-жьей помощью, — далее, к Храму. Более глубокое понимание первого витка поможет осознать кризисы, потребности и перспективы его повторного, всемирно-акселеративного разворота.

    Чтобы книга  не оказалась чересчур "элитарной", она должна быть ограничена и по своему объему. Но как уместить бесконечность  в пару сотен страниц ? Немало тем вынужденно поданы тут беглым образом, не говоря уже о внесобытийных разделах. Однако их более углубленное, подробное и обстоятельное изложение возможно в лекционном порядке, способном дополнить и развить сжатые печатные формулировки, а также оставить достойное место живому диалогу, основе настоящего контакта и понимания.

    Мы старались нащупать золотую середину  между непостижимой глубиной и плоской популяризацией, не впадая ни в одну из крайностей. Та же умеренность руководила нами и в решении противоречия между лаконичностью и широтой палитры. Насколько книга преуспела в этом, судить читателю. Итак, перед Вами попытка целостного осмысления Книги Книг, ТАНАХа ( абревиатура еврейских слов "Тора, Пророки, Писания" ). Нет ничего величественнее, глубже, тоньше, страшнее, прекраснее. Нет ничего более многопланового и таинственного. Здесь мы соприкасаемся с вечностью, человек контактирует со Вс-вышним. По сути, это последний уголок высшего мира, если хотите, рая, ограда которого поддается преодолению усилиями ума и сердца. Многое требуется для этого. Богатый жизненный опыт и очищающий образ жизни, концентрация внутренних усилий, подходящая питательная среда и просто помощь свыше.

      ТАНАХ подобен морю. Человек может плыть по его поверхности, лицезреть зеркальную гладь или бушующие валы. Но, вооружившись внутренним аквалангом, он может погрузиться в великие пучины, и тогда перед ним откроется совершенно иной, незнакомый мир, полный прелести таинственного узнавания чего-то сокрытого на самом дне души.
        Около тысячи лет составлялась Книга Книг. За это время рухнули и возникли заново народы, империи, цивилизации. Кто из нас сегодня мыслит и чувствует в тех же категориях, что и сорок лет назад ? Танах же не только пронизан единым неразрывным духом, написан как бы на одном дыхании, но он еще и стал ядром  единственной бессмертной цивилизации, наследницы Адама, Ноаха и Авраама ! Есть ли еще одна книга, ставшая мировым бестселлером всех поколений, да еще и вдохновлявшая людей на протяжении практически всей истории. Все преходящие моды разбиваются об нее, как волны о незыблемую, надежную скалу в зыбком океане времени… Куда исчезла извечная проблема отцов и детей ?
         Великие мужи комментировали эту Книгу. Они продирались в дебрях запредельного языка, неведомых ситуаций, пытаясь разгадать секреты каждого выражения, превратить его в сверкающий и отточенный, прозрачный бриллиант. Заниматься тем же после них — неблагодарное дело. Здесь не идет речь о комментарии в традиционной форме, не тот или иной штрих мы пытаемся уловить.  Это попытка комплексного подхода, цель которого — схватить внутреннюю суть целой картины, а не того или иного мазка. Акваланг готов, начинаем погружение, и да поможет нам Г-сподь.

 

1.Человек с двойным дном


Книга книг начинается не с первой, а со второй буквы алфавита. Первенцы в ней не часто избираются, как и первая буква, стать главой угла. Вторая же буква, “бейт”, означает дом, и с неё начинается строительство дома нашей души и дома Вс-вышнего, Храма. В арифметическом значении эта буква означает два, и ею строится дуалистический мир: небо и земля, дух и материя, добро и зло, свет и тьма, мужчина и женщина.
Б-г был единственным. Мир сотворен, вторичен. Цель — диалог между Тв-рцом и творением, и нигде он не проявляется в более совершенной форме, чем в ТАНАХе. Приобщаясь к нему, мы начинаем переосмысливать и тот диалог, имя которому жизнь.

Но и само творение, сам человек — двоичен. Физика обнаружила это на материальном уровне. Любая элементарная частица — это одновременно и корпускула и волна. В основе всего — парадокс. Тора говорит об этом в первую очередь на уровне человека, отражения Вс-вышнего. Первые две главы Торы изображают две разные картины творения, двух разных, вроде бы, людей, которые, подобно корпускуле и волне, являются тем же организмом, той же личностью, двугранной и многоликой. В первой главе человек сотворен по образу Вс-вышнего. Там в нем нет материи, нет смерти, нет выбора между добром и злом, поскольку нет самого зла, нет повеления и запрета, а есть благословение, неограниченное и безусловное, и есть предназначение властвовать, подобно Б-гу, над творением.

И вдруг вторая глава помещает человека в тело, взятое из праха, что подразумевает и возвращение в прах, смерть. Появляется дихотомия, повеление и запрет, основа добра и зла, и благословление обуславливается и ограничивается правильным выбором. Да и предназначение уже другое, более скромное: быть как бы арендатором Вс-вышнего, обрабатывать и хранить Его сад. Вторая глава повествует не языком сотворения из ничего, а языком создания из существующего материала.

Французы говорят, что если существует загадка, надо искать скрытую за ней женщину, пружину событий. И действительно, если мужчина второй главы трансформирован из первой, то женщина в ней попросту другая.

Первая была сотворена одновременно с мужчиной и на равных с ним основаниях. Вторая построена после него из его же грани (ребро и грань в иврите — то же самое слово — цэла). Да и сам Адам во второй главе употребляет выражение “на этот раз это плоть от плоти моей”, т.е. был предыдущий раз, иной по содержанию.

Еврейская традиция рассказывает о первой женщине — Лилит, которая боролась с Адамом за первенство, и, в конце концов, нашла свое место в мире злых духов. Т.е. эта женщина в духе первой главы нематериальна и бессмертна. Отношения между мужем и женой в ТАНАХе — это многократно повторяющийся символ взаимоотношений между Б-гом и Человеком, общиной, народом.

Если муж и жена не могли найти общий язык, борясь за главенство, то же самое происходило между творением и Тв-рцом. Совершенный, богоподобный человек не нуждался ни в земном, ни в небесном партнере, боролся с ними. Это совершенство, этот гордый сосуд пришлось разбить, построив на его месте совершенство иного типа, иного предназначения: мост, лестницу Яакова между мирами, связующую небо и землю, Б-га с Его творением. Для этого человек должен был получить нечто общее со всем остальным творением — материальную плоть, а с другой стороны — нечто общее со Вс-вышним — дух жизни, который вдохнул в него Г-сподь. Из слепка, копии, сотворенной из ничего, человек стал телом, в которое вошла несотворенная искра, частица самого Вс-вышнего — наша бессмертная душа. И как отражение этого новоявленного единства и новая женщина оказалась построенной из грани самого Адама. Так сформировалось взаимное тяготение и с небесным и с земным партнером: частица, изъятая из целого, стремится к нему, как камень к земле.