Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Нежданные встречи

Раздел: Иудаизм

Автор: Рав Арье Каплан
Переводчик:
ISBN:
Издатель:
Год издания:
Религиозные идеи зачастую сложны и представляются недоступными обычному пониманию. Именно на таких идеях и сосредотачивает свое внимание рабби Каплан. Он обладал редкой способностью сочетать науку с Торой, философию с действием, мистицизм с ясностью мысли. Он умел вдохнуть жизнь в абстрактные теории. Он знал, как возродить веру и донести живое послание Б-га до наших умов и сердец. Будучи выдающимся ученым "талмид хахам", — сведущим во всех областях Торы, он понимал образ мыслей обычного человека и умел переводить глубокие и  сложные понятия на язык повседневности.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. Рабби Пинхас Столпер
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ЧЕЛОВЕК И Б-Г
Найти свое истинное "Я"
Готовясь к вечности
Зачем я живу?
Открой своего Творца
Молитва
Как человек сотворил Б-га
Разыскивается Б-г — живой или мертвый
Знать и помнить
ЧАСТЬ ВТОРАЯ: ЕВРЕЙ И ОБЩЕСТВО
Зачем нужны евреи?
Три истины
Не допускайте, чтобы чувство вины вас уничтожило
Дать себе передышку
Прах земной
Зов шофара
Город без стен
Стоит ли сохранять иудаизм?
Неприятие войны в еврейском законе
Разрыв поколений
Конец смерти
Когда кости оживут вновь

Фрагмент из книги:

НАЙТИ СВОЕ ИСТИННОЕ "Я"


Соломон, мудрейший из людей, спрашивал: "Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?" (Екклесиаст, 3:21). Что такое дух человека? Отделим ли он от самого человека? Если так, то что же такое человек? Можем ли мы судить о будущем этого духа прежде, чем выясним, что есть сам человек? Можем ли мы говорить о своем будущем, не выяснив, что мы представляем собою сейчас? Прежде, чем вы задумаетесь о своей душе, подумайте, пожалуйста, о вас самих. Кто вы, в самом деле? Что представляет собою ваше истинное "я"?

Прежде, чем мы рассмотрим эти глубокие и абстрактные вопросы, давайте возьмем конкретные и очевидные стороны человека. Например, вашу руку. Взгляните на нее. Что вы видите? Это часть вашего тела, орган, конечность, состоящая из костей и сухожилий, покрытых мышцами и кожей. Она пронизана нервами и кровеносными сосудами. В ней есть лимфатические протоки, соединяющие ее с вашим телом, делающие ее частью вас.

Взгляните на свою руку. Она сжимается и разжимается; она послушна любому приказу, который посылает ей ваш мозг. Она ваша — ваша часть, ваш орган.

Но что такое — вы? Что происходит, когда вы велите вашей руке сжаться или разжаться? Каким образом ваш разум приказывает руке разжаться? Кто велит вашей руке сжаться?

А теперь давайте рассмотрим всего человека целиком. Укажите на себя. Вероятно, как и большинство людей, вы укажете пальцем на свою грудь, свое сердце, свое тело. Но разве ваше тело — это и есть вы? Еще не так давно человек действительно мог отождествлять себя со своим телом. То есть вы — это было ваше тело, а ваше тело — это были вы. Однако в наше время так больше не считают. Научный прогресс изменил всю концепцию определения человека.
Эта новая эра наступила в конце 1960-х годов, когда весь мир с надеждой и тревогой следил за драматической судьбой человека, который боролся за свою жизнь. Доктор Филип Блэйбург прожил полтора года, в течение которых в его груди билось сердце другого человека. Если бы мне довелось попросить доктора Блэйбурга указать на себя, — указал ли бы он на свою грудь, имея в виду свое тело и, в частности, сердце? Было ли это сердце, пересаженное от другого человека, в самом деле частью существа Филипа Блэйбурга?

Однажды доктор Блэйбург описал свои ощущения в тот момент, когда он увидел свое собственное, то есть изначально свое, сердце, плавающее в стеклянном сосуде с формальдегидом. Что должен испытывать человек, держа в руках свое собственное сердце? Какое из двух было в действительности сердцем доктора Блэйбурга? А теперь спросите себя: сердце, которое бьется в вашей груди и на которое вы только что указали, — вы ли это на самом деле? Или вы — это нечто совсем другое?

В 1969 году пересадка человеческого сердца, живого и пульсирующего, в тело другого человека воспринималась как чудо. Сегодня это почти повседневная реальность. Нынешние достижения науки еще более поразительны. Исследователи предсказывают такие вещи, которые заставят нас полностью изменить свой образ мышления.

Одним из таких явлений, которое обещает стать реальностью, быть может, в течение ближайших двух десятилетий, является пересадка мозга. Живой мозг будет возможно извлечь из одного человеческого черепа и поместить в другой. Сей факт поставит нас перед следующим вопросом: что же такое человеческая личность?

Вообразите на мгновение, что в вашем теле гнездится неизлечимый недуг, но мозг ваш при этом остается совершенно здоровым. Врачи находят для вас донора — человека с безнадежной травмой мозга; его мозг уже не функционирует, однако тело остается здоровым. Под общим наркозом ваш мозг извлекают из вашего нынешнего черепа — то есть, из тела, уже неспособного сохранять жизнь, — и помещают в новое, здоровое тело. А теперь вообразите свое пробуждение. У вас остался ваш прежний мозг, со всеми прежними вашими мыслями, с вашей памятью. Ваша личность осталась в целости и сохранности, со всеми прежними стереотипами поведения; ваши собственные стереотипы мышления по-прежнему действуют. Но при этом у вас новое, если можно так выразиться, "с иголочки" тело: новые руки, новые ноги, новые глаза, новые уши и новое сердце. Ваше прежнее тело было старым, больным и немощным, — а теперь у вас новое тело, молодое, здоровое и полное энергии.

И если бы теперь я попросил вас указать на себя, — могли бы вы указать на свое тело? Не забудьте, что у вас остался ваш прежний мозг, прежняя память, но при этом тело у вас новое. Кто же в действительности — вы? Прежнее ли ваше тело, безжизненно распростертое на операционном столе? Или это новое тело, которое сейчас подчиняется приказаниям вашего мозга? Собственно говоря, ваше ли это тело вообще? Вероятно, истинный "вы" — это ваш мозг. По мере того, как развивается наука и приумножаются наши знания, эти вопросы становятся все более и более сложными, и нам приходится продолжать свои поиски.

Мы живем в эпоху компьютеров. Технологический прогресс настолько стремителен, что обычному человеку за ним не угнаться. Каждое поколение компьютеров гораздо изощреннее предыдущего — сверхкомпьютеры превосходят своих предшественников во много тысяч раз. Каждое новое поколение отличается от предыдущего повышенной сложностью, скоростью и, в буквальном смысле слова, интеллектом. Многие прогрессивные компьютерные технологии разработаны при помощи кибернетики. Эта наука проводит сравнение между прогрессивными компьютерами и человеческим мозгом. Во многих случаях компьютеры действуют весьма сходно с мозгом человека, а человеческий мозг довольно часто ведет себя подобно сложнейшему компьютеру. Благодаря кибернетике, для усовершенствования компьютеров инженеры используют знания о человеческом мозге, а психологи применяют знания в области компьютеров для лучшего понимания процессов, происходящих в мозгу человека.

В компьютерной технологии возможно запрограммировать перенос памяти. Иначе говоря, всю информацию, содержащуюся в памяти одного компьютера, можно перенести в память другого. Это делается с помощью электроники; то, что переходит из одного компьютера в другой, — это информация, данные, переносимые электрическими импульсами. Кибернетики размышляют о том, станет ли когда-нибудь возможно осуществлять нечто подобное с человеческим мозгом. Это один из излюбленных сюжетов писателей-фантастов, однако и многие серьезные ученые полагают, что в принципе это возможно, — если не на практике, то, по крайней мере, теоретически.

Попробуем представить себе перенос человеческой памяти. Допустим, человек неизлечимо болен; ни его тело, ни мозг спасти невозможно. Мы выращиваем новое тело, генетическую копию оригинала, с новым мозгом и всем остальным, в каком-нибудь питательном химическом растворе. Сегодня это еще невозможно, но достижения в области биоинженерии позволяют предположить, что через одно-два десятилетия это станет осуществимо. Итак, тело выращено — новое тело с чистым, как новый лист бумаги, мозгом. Новый мозг в состоянии функционировать, но у него отсутствуют воспоминания и стереотипы мышления. Им еще ни разу не пользовались. И, наконец, последний шаг: перенос памяти от больного человека в этот новый мозг, заключенный в новой черепной коробке.