Наука в свете Торы

Раздел: Тора

Автор: Проф. Йеуда Леви
Переводчик: Гедалия Спинадель
ISBN:
Издатель:
Год издания:

Уникальная возможность узнать об этих жизненно важных вопросах от замечательного талмид хахама и признанного ученого

«Наука в свете Торы» - систематическое исследование, которое представляет подход Торы к вызывающим наибольшую тревогу проблемам современной науки. Здесь обсуждаются такие темы как: медицинские эксперименты на людях и использование контролирующих сознание лекарств, отношение Торы к экологии и психологии, требует ли жизнь по Торе научных знаний, может ли наука что-то реально делать без Торы, конфликт Торы и науки в таких сферах как возраст вселенной и эволюция. А также археология и клонирование, противоречит ли современное научное знание Талмуду, и как научные открытия влияют на Галаху.

«Ни наука, ни логика не могут ответить на вопросы о цели и морали. Верим мы в личного Бога или нет, вполне очевидно: Он - единственно возможный источник абсолютной морали, абсолютных стандартов добра и зла. Если мы верим в Него, мы будем искать Его руководства, а, нет - можем вообще отказаться от поисков. Наука, во всяком случае, нам не поможет» - «Наука в свете Торы».

Содержание
Предисловие
1.  Наука - Служанка или Госпожа
1:1 Что есть наука и что нет? Наука и наукообразие 1:2 Каковы основы науки? Наука, основанная на вере 1:3 Почему наука? Благородная служанка 1:4 Насколько верна картина мира, данная наукой? 1:5 А что с чудесами? Чудесные законы природы 1.6 Почему Тора и наука? Партнеры в мировой схеме
2. Тора как мать и руководительница науки
2.1  Введение
2.2  Единство науки и единство Бога
2.3  Ядерная угроза
2.4 Медицинская этика в исследовании
2.5 Этика в медицинской практике
2.6 Моральные проблемы в биологии
2.7 Что насчет клонирования
2.8 Проблема свободного времени
3. Тора и окружающая среда
3.1  Человек как хранитель мира
3.2  Заселение мира
3.3  Не разрушай
3.4 Ущерб ближнему
3.5  Санитария
3.6 Планировка поселения
3.7 Коперниковская революция сознания
3.8 Конец дней
4.  Наука на службе Торы
4.1  Исполнение мицвы связано с миром
4.2 Любовь и почитание (боязнь) Бога
4.3 Понимание Торы
4.4 Мудрость в глазах народов
4.5 И «овладейте землей»
4.6 Здоровье
4.7 Заработок на жизнь
4.8 Оппозиция научному знанию
4.9  Практически говоря 4.10В заключение Приложение
5 Возвышающая умудренность
5.1  Введение
5.2 Силы природы и принцип антропии
5.3 Некоторые чудеса воды и воздуха
5.4 Совершенная телекамера в нашей голове
6 Психология Торы
6.1  Введение
6.2 Метапсихология. «Бог» и «Душа». Душа в Талмуде
6.3 Теория личности Торы
6.4 Ментальная гигиена
7  Конфликты науки и Торы - реальность или иллюзия?
7.1  Введение
7.2 Возраст вселенной
7.3 Происхождение видов
7.4 Принцип неопределенности и мудрость Творца Приложение 1 Библейско-Талмудическая космогония Приложение 2 О Божественном Провидении (ашгаха)
8 Археология и Тора: друзья или враги
8.1  Вводные замечания
8.2 Хронология
8.3 Ранняя история
8.4 Исход
8.5 Завоевание
8.6 Ранняя монархия
8.7 Поздняя монархия
8.8 Археология и библиокритика
8.9 Археология и Галаха
8.10 Резюме
9 Мудрецы как ученые
9.1  Знания мудрецов в сфере науки
9.2 Кажущиеся противоречия. Молчаливое недопонимание
9.3 Кажущиеся противоречия. Неправильное понимание Торы
9.4 Авторитет мудрецов в научных вопросах
9.5 Научное развитие и галаха
ЭПИЛОГ Тора и гуманитарные дисциплины 1. Введение
2 Естественные науки и гуманитарные дисциплины
3 Специфические запреты
4 Разрешенные аспекты
5 Резюме Постскриптум

Об авторе публикации

Йегуда (Лео) Леви - в прошлом ректор и профессор электрооптики1 Иерусалимского Колледжа Технологии (Махон Лев;'), где он также давал курсы по еврейской мысли и идеологии. Получил степень доктора (физики) в Бруклинском Политехническом институте и смиху, степень раввина у рава Й. Гутнера3 и рава И. Брейера. Был президентом Ассоциации ортодоксальных еврейских ученых и получил награды фондов Федера (Тора и Наука) и Абрамовича-Цейтлина (еврейская литература). Дает еженедельные лекции по Торе в Махон Лев и ешиве Двар Йерушалаим. Кроме 140 статей в научных, технических и еврейских журналах по Торе, профессор Леви, начиная 1959-го года, опубликовал 10 книг. (Одна из них, «Принимая вызов эпохи», которая отвечает на вопросы, которые ему задавали студенты о разных фундаментальных вопросах, вызывающих сомнения и споры, издана в 1998-м году на русском языке.)

1    Создатель этого факультета, одного из двух первых в мире, и автор основополагающего двухтомного учебника по прикладной оптике на английском языке. В значительной степени благодаря его вкладу сфера медицинских лазеров стала одной из ведущих в науке и медицинской промышленности Израиля.

2    Учебное заведение, где первую половину дня студенты из разных стран мира изучают на высоком уровне еврейские науки, а во второй половине избранные специальности: компьютеры, электрооптику, менеджмент..., получая за 4 года первую степень, которая высоко котируется на рынке труда.

3   Рав Гутнер - выдающийся ортодоксальный раввин, автор многотомного труда Пахад Ицхак.


Предисловие

Сто лет назад дебаты о «науке и религии» сводились, главным образом, к конфликту между ними. Такое представление дожило до наших дней, но сейчас конфликты видятся обычно нереальными, и даже когда они реальны, речь идет о крайностях в науке и религии, особенно в иудаизме.

Пришло время обратить внимание на позитивные аспекты их взаимодействия, что позволит нам проникнуть ближе к их сути. По еврейскому мировоззрению, мир создан ради Торы и Тора была планом творения мира. Поэтому потенциально они составляют гармоничное целое, что является центральной темой этой книги.

Мы рассмотрим, в общем, отношения между этими двумя сферами - чем обязана наука иудаизму, и какие опасности ее ждут, если она его отрицает. Затем проясним роль науки в иудаизме, хоть и не центральную, но немало важную. (Роль гуманитарных дисциплин рассматривается в эпилоге книги.) Есть пограничная область между ними - психология, и в шестой главе мы попытаемся очертить психологию Торы. В седьмой рассмотрим некоторые классические «противоречия» между наукой и Торой, которые при более глубоком анализе оказываются основанными на ошибках или воображаемыми.

Затем перейдем к клонированию и археологии и зависимости их роли и оценки от наблюдателя. А также бросим взгляд на научные воззрения мудрецов и возможное галахи-ческое влияние расхождений между их высказываниями и научными взглядами.

1 Наука - Служанка или Госпожа

1:1 Что есть наука и что нет? Наука и наукообразие

Что такое наука? В словарях много ее значений. Лучшее - организованная система информации, собранной «научным методом», который состоит из трех базовых элементов:

1.    Наблюдение измеримых фактов
2.    Формулировка гипотетических правил, которым эти факты, видимо, подчиняются
3.    Практическая проверка и подтверждение гипотез. Гипотезы, прошедшие много научных проверок, называют теориями. И если подавляющее большинство наблюдателей подтверждают их правильность, их называют законами природы

Это определение годится для естественных наук, но не для других областей знания. Первый пункт исключает все идеи этики и морали, идеалы и желания, закон, теологию и философию, искусство, красоту и личные чувства: любовь, ненависть, страх - поскольку они неизмеримы и не наблюдаемы. Как мы поясним позднее, даже вопрос, существуют ли вообще законы природы, выходит за рамки науки. Короче, все основные силы, формирующие общество и человека, оказываются вне науки.

Есть и такие сферы, как социология, антропология, теория личности, пограничные для науки, и мы уделим им много внимания - они сильно отличаются от естественных наук, поскольку поведение человека в известной мере непредсказуемо (см. разделы 6.3,5 и 7.4). Из них пытаются сделать науку, но испытывают разочарование. Несмотря на упорную работу и многословие о важности применения научных методов, все это в значительной мере игра фантазии. Прорыва пока не
предвидится - факты малочисленны, а эксперименты ограничены. Свобода воли разрушает попытки. Не то, что эти сферы менее важны, чем научные, но их близость к божественному делает неподходящими научные методы.

К естественным наукам, исходя из этого, можно отнести физику, химию, биологию и в какой-то мере экспериментальную психологию.

Несмотря на все исключения, то немногое, что остается в области науки - понимание законов природы - оказывает огромное влияние на нашу жизнь. Развитие гигиены, методов медицинской диагностики и лечения удвоили длительность нашей жизни. Энергетика, машины, электронные средства, транспорт и средства коммуникации освободили от тяжкого труда необходимого прежде для поддержания нашей жизни и удлинили наш день, как медицина удлинила нашу жизнь.
Успех науки вызывает заслуженное ощущение мощи и величия1.

Но к ее успеху примазываются силы, эксплуатирующие престиж науки в своих целях и сферах, не имеющих к ней отношения, и внушающие, что она меняет кодексы морали и поведения. Такие попытки часто называют псевдонаучными или наукообразием - они основаны на том, как понимается благо. Но наука, в отличие от морали, сосредоточена на том, что было, есть и будет - а не на том, что должно быть, желаемо и справедливо.

Эту идею ярко высказывает профессор Аарон Кацир в книге Хроника научной революции:
Что лучше, человек или бактерия? С научной точки зрения -это бессмысленный вопрос. Бактерия туберкулеза не лучше и

1 Чтобы увидеть в правильной перспективе этот прогресс, мы должны отметить: в основном, что определяет нашу человечность - индивидуальной морали и социальной гармонии - не наступило никакого прогресса. Действительно, «научные прозрения нашего столетия пролили такой ослепительный свет на некоторые аспекты человеческого опыта, что оставили все остальное в еще большем мраке» (Маркус Фирз).

не хуже человека. Наука не отвечает на вопрос, «что такое хорошо и что такое плохо», для нее простейшие моральные проблемы бессмысленны.

Научная истина технична, а не моральна. И если вы утратили моральные ценности - не понимаете смысла доброты и сочувствия, честности, вежливости и порядочности, справедливости, самопожертвования и преданности - вы не понимаете смысла жизни.

Псевдонаука часто пытается представить что-то верным или неверным с научной точки зрения, но эти допущения являются лишь желаниями и априорными высказываниями, необоснованными никакими научными методами.

Вот пример псевдонаучных рассуждений: если мы не видим Творца во вселенной, значит, Его нет'. Но если нет Творца, нет и абсолютного стандарта добра и зла. Животные делают лишь то, что доставляет им удовольствие (а мы знаем, что им доставляет удовольствие, наблюдая, что они делают). Человек - своеобразное животное (но душу, которая, как говорится, принципиально отличает его от животных, мы увидеть не можем). - Следовательно, что доставляет человеку удовольствие, то и правильно делать. Такая последовательность бездоказательных утверждений, кажущихся логичными и современными, быстро ведет к желаемому результату - но, на самом деле, это просто регресс к устаревшему и обанкротившемуся гедонизму древности.

Такие попытки сформулировать кодекс морали для всех людей часто сочетаются с отрицанием свободы воли и верой в абсолютный детерминизм, согласно которому законы природы полностью определяют все события - хотя эта вера отрицает моральный кодекс. Зачем он нужен - если у человека нет свободы действий?!

Более того, распространители такой «новой морали» (читай древнего аморализма) не заботятся о логике. Их вывод сводится к тому, что только глупый будет гуманным и честным, если не хочет этого. И вряд ли его раскроют. Пока большинство людей воспитано на старой морали, он может наслаждаться своей новой моралью. Но что будет через поколение? Это уже другой вопрос, и ответ на него не требует большого воображения.

Одно утверждение науки часто цитируют как определяющее моральный кодекс: если человек произошел случайно, его существование бесцельно, к нему не имеют отношения идеи о долге и абсолютной морали. И этическое поведение осмысленно, только если человека видят другие (чтобы не вступать с ними в конфликт) - но бессмысленно быть этичным, если о действиях никто не узнает.

Однако теорию случайного возникновения, как и другие теории о происхождении мира, нельзя подтвердить или опровергнуть научным экспериментом. Более того, на случайностях невозможно построить никакую систему поведения. Даже закон джунглей не вывести из науки.
Любопытно, что некоторые мыслящие биологи пришли к противоположной идее: «Эволюцию вселенной надо воспринимать, в некотором смысле, как борьбу за развитие свободы» - то есть человека.
Важно осознать: у нас нет врожденного чувства, которое могло бы нас направлять в вопросах морали. Мы можем определить как добро то, что доставляет максимальное удовольствие наибольшему числу людей. Или то, что приводит к развитию наиболее совершенного человека. Но никакое число логических доводов не позволяет нам сделать выбор - оба подхода выглядят одинаково привлекательными. Хотя история показала: один привел к марксистко-социалистическому аду, а другой - к нацистскому уничтожению.

И даже если предположить, что мы открыли критерии системы морали, как решить, к кому она будет относиться? Ко всем людям? Может быть, и к животным (ведь все равны, как считают борцы за права животных)? Или только к высшей расе (как решили нацисты)?

1. Это вообще детский аргумент: если я чего-то не вижу, значит, этого нет. Просто желание не выяснять, постигать, делать выводы, а игнорировать, как в выражении «я тебя в упор не вижу». - Г.С.


Вам понравился этот материал?
Участвуйте в развитии проекта Хасидус.ру!

Запись опубликована в рубрике: .