Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Наш наследный удел

Раздел: Земля Израиля

Автор: Довид Россоф
Переводчик:
ISBN:
Издатель: Швут Ами
Год издания: 1994

Все о Земле Израиля. Книга говорит о значении Эрец-Исраэль для еврейского народа. Особое внимание уделяется рассказу о событиях, которые произойдут после прихода Машиаха.

Содержание
Введение
Часть 1.  Земная обитель
1    Паломничество в Святую Землю
2   Мера святости
3    Гармония сил
Создание утопии
4   Сокровищница   имен
Часть 2.   Драгоценный Остров
1    Остров в человеческом образе
2   Древние границы земли: гвулот авот
3   Первая волна: олей Мицраим
Страна чудес
Иерихо: ключ к будущему
4    Завоевание Сурии: кибуш йохид
Недосмотр или предвидение
5   Вторая волна: возвращение из Вавилона
Принцип освящения
Законы отделения трумот и маасрот
Эпоха Диаспоры
6   Эрец Исраэль в Мессианскую Эру
Часть 3.   Под Священным Жертвенником
1    Жертвенник искупления
Воскрешение из мертвых
2    Между человеком и   Б-гом
Часть 4.   Ишув Аарец: Заповедь Поселиться в Эрец Исраэль
1    Тяга к земле
2    Заповедь ишув аарец
Четыре стороны одной монеты
3    Предпосылки для репатриации
Почему многие еврейские мудрецы не приехали в Израиль «Иммиграция» духа Страдания во имя Эрец Исраэль
4    Выездная виза

Уста праведных
Введение


Израиль пленяет всех — и жителей, и гостей страны. Влечение к стране частично объясняется ностальгией по прошлому, но его корень гораздо глубже. Исторические места и памятники, повествующие о пути, пройденном нашим народом, никого не оставляют равнодушным. Западная стена Иерусалимского Храма — это не только чудо технической мысли, благодаря которому представители одной из древнейших цивилизаций сумели возвести из двухтонных камней стену высотой в тридцать метров. Это то место на земном шаре, где особенно сильно ощущается Б-жественное Присутствие. Мецада — не просто последний укрепленный пункт, павший во время восстания против Римской империи. Это символ преданности евреев своим идеалам, во имя которых они приняли мученическую смерть. Цфат — не только живописный город, наибольшей достопримечательностью которого являются синагоги, построенные в XVI веке. Это место где евреи молятся на могилах величайших знатоков Торы, чтобы получить новый заряд духовных сил. Иерусалим знаменит не только обилием синагог, церквей, мечетей, магазинов и шумных базаров. Иерусалим — центр Вселенной!

Цель настоящей книги — раскрыть перед читателем величие Эрец Исраэль, рассказать о святости этой Земли, вспомнить историю, вдохнуть новую жизнь в события старины. Слова и дела праведников всех поколений укрепляют цепь времен, которая сближает нас с ними. Образ жизни еврейских мудрецов, их молитвы,их самопожертвование оставили неизгладимый след в коллективной памяти народа Израиля. И сегодня это наследие принадлежит нам.

Еврейская традиция учит, что Эрец Исраэль является микрокосмом всего Творения и поэтому в совершенстве выражает волю Всевышнего. В этом главная, отличительная особенность нашей Земли. Любовь к Б-гу означает и любовь к Эрец Исраэль, которая представляет собой Его отражение в нижних мирах. Сегодня нашей духовной восприимчивости недостаточно, чтобы понять значение этого явления и ощутить его воздействие на нашу жизнь. Два столетия назад один комментатор Торы писал: «Когда Тора характеризует Святую Землю как «хорошую и просторную», она говорит вовсе не об огромных пространствах в пределах ее границ. Тот, кто ставит под сомнение истинность слов Торы, поскольку видит своим физическим зрением, что Израиль мал и вовсе не «просторен», совершает серьезную ошибку. Слова Торы верны на том уровне, который не всегда достижим для нас. Человек должен принять на веру, что жить в Израиле так же хорошо и полезно для него, как накладывать тфилин или сидеть в сукке, хотя далеко не всем дано понять, почему и как это хорошо, и к каким последствиям это может привести».

«Талмуд спрашивает: как можно выработать в себе любовь и благодарность к Эрец Исраэль? Сказал рабби Иеошуа бен Леви: «Б-г обратился к сынам Израиля со следующими словами: «Вы вынудили меня разрушить Мой дом и отправить Моих детей в изгнание. Но если вы выразите свою тоску по Земле и будете спрашивать, что там происходит, и молиться за то, чтобы на ней был мир, тогда Я прощу вас». Пока еврейский народ находится в изгнании, это указание остается в силе. Это значит, что мы должны быть в курсе всех событий, происходящих в Эрец Исраэль, интересоваться положением живущих там людей, молиться за мир и возвращение на родину всех евреев…».
Рабби Иоэль Шварц так объясняет равнодушие к Израилю. Во-первых, вездесущий и всепроникающий материализм современного мира притупил духовные чувства людей, исказив их жизненные ценности. Материальные блага и внешний блеск стран рассеяния стали для многих более привлекательными, чем духовные, не поддающиеся логическому анализу преимущества жизни на Святой Земле. Такое извращение ценностей уменьшает любовь к Эрец Исраэль: люди не хотят идти на материальные жертвы, чтобы поселиться там.

Во-вторых, следует отметить резкую отрицательную реакцию некоторых евреев на стремление сионизма создать в Израиле светское государство. Привязанность религиозного еврея к Эрец Исраэль поддерживается изучением Торы, а вовсе не «патриотическими» чувствами. Вот почему некоторые ортодоксальные евреи выступают против сионизма. Увлекшись борьбой со светским национализмом, они, в результате, невольно как бы отрицают уникальность Земли Израиля, отказываясь селиться на ней и даже не признавая ее святости.

Третья причина объясняет равнодушие к Эрец Исраэль тех, кто уже живет в стране. Многие израильтяне не считают привилегией жить на этой земле, полагая этот факт само собой разумеющимся; ее святые места и памятники нисколько не волнуют их. Что ж, такова человеческая природа. Мудрецы предвидели эту проблему и учили евреев всегда сохранять и ценить живое восприятие святости и красоты Эрец Исраэль. В подтверждение они приводили следующую фразу из Писания: «Когда введет тебя Ашем в землю Ханаанскую, как поклялся Он тебе и отцам твоим, и даст ее тебе…» (Шмот 13:11). Мудрецы объясняют, что словами «…и даст ее тебе..» Тора говорит, чтобы мы не относились к Земле как к наследию, полученному от предков, — каждый из нас должен считать, что Всевышний дал ее лично ему.

Фрагмент из книги:

…и поскольку это условие не было выполнено в момент занятия Арама, эти земли не были признаны частью Эрец Исраэль.
Некоторое время спустя Давиду удалось все же захватить укрепленный пункт иевуситов и включить гору Цион с состав столицы государства. Он построил на Ционе царскую усыпальницу. Земля этой горы вся пропитана святостью, излученной телами похороненных там великих людей.
Мидраш объясняет, почему полное истребление семи ханаанских народов и установление власти евреев над всей территорией Эрец Исраэль должно предшествовать дальнейшей экспансии. Когда Б-г повелел евреям войти в землю и завоевать ее, Он отметил, что главным условием их успеха является беспрекословное исполнение законов Торы. «Если будете строго соблюдать все заповеди эти… любить Ашема, Б-га вашего, и ходить всеми путями Его… то (только при этом условии) прогонит Ашем все народы эти от лица вашего, и овладеете вы народами, которые многочисленнее и сильнее вас» (Дварим 11:22-23). Лишь после выполнения этой первой задачи вступает в силу второе обещание Всевышнего, что «всякое место, на которое ступит нога твоя, будет отдано тебе».

Вначале надо очистить от всяческой скверны, идолопоклонства и морального разложения «внутреннее святилище», т.е. территорию Эрец Исраэль в установленных Торой границах, и лишь затем силы святости, заложенные в этой земле, распространят свое влияние за ее пределы. Даже один единственный оплот язычников угрожает целостности Земли Израиля, ее святости. Малочисленная секта идолопоклонников способна ввести в соблазн наименее стойких евреев. А те, в свою очередь, могут распространить языческие обычаи и распущенность на остальную часть населения страны. В результате разрушится духовная основа нации, пострадает святость самой земли. Вот почему евреи должны не только захватить Эрец Исраэль, но и полностью ликвидировать в ней все формы идолопоклонства, а также выработать в себе искреннюю и бескомпромиссную приверженность Торе и ее заповедям.

Недосмотр или предвидение

Ошибся ли царь Давид?


Почему же тогда Давид решился на военную кампанию против Сурии, не очистив предварительно Эрец Исраэль от всех следов языческой скверны и не ликвидировав последний оплот семи ханаанских народов? И как могли члены Санхедрина — семьдесят мудрейших знатоков еврейского Закона — поддержать его план? Но самое непонятное — как удалось заручиться согласием урим и шумим, непосредственных выразителей воли Всевышнего? Если Давид и в самом деле нарушил закон Торы, почему Талмуд и Мидраш ничего об этом не говорят?

Ответ

По-видимому, Санхедрин, а также урим и шумим поддержали план Давида, разрешив ему, однако, лишь покорить Сурию, но не аннексировать ее. Война имела, прежде всего, стратегическое значение и была необходима для укрепления безопасности государства. Только на таких условиях было позволено ее начать. Сам Давид ничего не говорил о своем намерении расширить границы, поэтому не было никакой необходимости вспоминать о принципе «всякое место, на которое ступит нога твоя». Лишь после завершения военных действий возбужденный блестящей победой Давид запросил у Санхедрина санкцию на присоединение Сурии. Ответ был, конечно, отрицательный. До тех пор, пока ханаанские народы сохраняли хоть какое-то подобие независимости, границы Эрец Исраэль нельзя было расширять. Без полного освящения Страны Израиля не могло быть и речи о дальнейших территориальных приобретениях.

Другое объяснение

Рабби Иоэль Тейтельбаум (Сатмартский ребе) предложил другое решение этой проблемы. Хотя царь Давид перед военными походами всегда советовался с Санхедрином, урим и шумим, на этот раз он этого не сделал. Дело в том, что он получил пророчество и решил действовать в соответствии с ним. В этом пророчестве Б-г велел Давиду покорить Сурию и наделил его так называемыми «особыми полномочиями, включающими временную приостановку действия законов Торы» (ораат шаа). Авторитетный еврейский пророк в конкретном случае может приостановить (но не изменить!) действие закона Торы, если этого требует его пророчество. Так, например, пророк Элияу принес жертву на горе Кармель, хотя Тора допускает жертвоприношения только в Иерусалимском Храме. Дело в том, что Элияу получил пророчество о предстоящем чуде: принесенную им жертву поглотит огонь с неба и, тем самым, Имя Ашема освятится, в то время как приношение Баалу не будет возгораться, даже если под ним разводить огонь. Элияу исходил из принципа ораат шаа. В Торе приводится несколько подобных случаев. Таким же, по мнению рава Тейтельбаума, было решение Давида напасть на Арам. Царь Давид мог не консультироваться с Санхедрином (в функции которого входили вопросы, относящиеся к исполнению Закона, и, при необходимости, запрет на те действия, которые противоречат Торе), поскольку его решение было санкционировано более высокой инстанцией — Б-жественным пророчеством.