Комментарии раби Пинхаса Кегати ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ В ТРАКТАТ «ШВИИТ» ГЛАВА ПЕРВАЯ До каких пор пашут поле плодовых деревьев ГЛАВА ВТОРАЯ До каких пор пашут в чистом поле ГЛАВА ТРЕТЬЯ С каких пор вывозят навозы ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ Вначале говорили ГЛАВА ПЯТАЯ Белый инжир ГЛАВА ШЕСТАЯ Три страны для седьмого года ГЛАВА СЕДЬМАЯ Великое правило высказали о седьмом годе . ГЛАВА ВОСЬМАЯ Великое правило высказали о седьмом годе . ГЛАВА ДЕВЯТАЯ Три области для уничтожения ГЛАВА ДЕСЯТАЯ Седьмой год отменяет Указатель терминов Указатель книг Указатель имен
ВВЕДЕНИЕ В ТРАКТАТ «ШВИИТ»
И заговорил Г-сподь, [обращаясь] к Моше на горе Синае, чтобы [тот] пересказал: «Говори [обращаясь] к сынам Израиля и скажи им: "Как придете в страну, которую Я отдаю вам, будет земля отдыхать [свою] субботу, посвященную Г-споду. Шесть лет засевать будешь поле твое, и шесть лет обрезать будешь твой виноградник, и собирать урожай [твоей] земли; а в седьмой год — суббота полного покоя будет у земли, суббота, посвященная Г-споду: поле свое не будешь засевать, и виноградник твой не будешь обрезать. То, что вырастет после жатвы твоей само, не будешь сжинать, и виноградин, сохранившихся у тебя, не будешь сбирать: год полного покоя будет у земли. И будет [урожай] субботы земли вам в пищу — тебе, и рабу твоему, и рабыне твоей, и наемному рабочему твоему, и твоему поселенцу, живущим вместе с тобой; и скотине твоей, и зверям, что [живут] на земле твоей, весь урожай ее будет пищей"». Ваикра, 25:1-7
Седьмой год семилетнего цикла, то есть год шмита, в Мишне называется сокращенно: швиит, «седьмой». Отсюда — название этого трактата Мишны.
С годом швиит связаны три заповеди: запрет обрабатывать землю, заповедь о святости плодов седьмого года, отмена денежных долгов.
1 Поскольку слово «шана» («год») на иврите — существительное женского рода, а «год» в русском языке — мужского, «швиит» — числительное женского рода переводится в мужском роде: «седьмой» (прим. пер.). …
ВСЕ СЕДЬМЫЕ — МИЛЫ…
Среди дней — мил седьмой, как сказано (Брейшит, 2:3): «И благословил Б-г день седьмой».
Среди месяцев — мил седьмой, как сказано (Ваикра, 23:24): «В месяц седьмой, в первый день месяца [будет у вас день полного покоя, напоминание о трублении]».
Среди годов-мил седьмой, как сказано (Шмот, 23:11): «А в седьмой — откажись [от своих прав] на нее и отрекись от нее».
Среди семилетий — мило седьмое, как сказано (Ваикра, 25:10): «И освятите год пятидесятый». (Ваикра Раба, 29)
Фрагмент из книги:
ГЛАВА ПЕРВАЯ МИШНА ПЕРВАЯ
ДО КАКИХ ПОР ПАШУТ ПОЛЕ плодовых ДЕРЕВЬЕВ НАКАНУНЕ СЕДЬМОГО ГОДА? Мудрецы ШКОЛЫ ШАМАЯ ГОВОРЯТ: ВСЕ ВРЕМЯ, ПОКА ЭТО ОЧЕНЬ ХОРОШО ДЛЯ ПЛОДА, А мудрецы ШКОЛЫ ГИЛЕЛЯ, ГОВОРЯТ: ДО АЦЕ-РЕТ. И БЛИЗКИ СЛОВА ЭТИХ к тому, чтобы БЫТЬ КАК СЛОВА ЭТИХ.
ОБЪЯСНЕНИЕ МИШНЫ ПЕРВОЙ
Эта мишна открывает наш трактат изложением установления о «добавлении к седьмому году». Согласно ему, следует добавить от шестого года семилетья к седьмому известное время, распространив на него запрет обрабатывать почву. Ниже (в мишне четвертой) сказано, что это установление обосновали на сказанном в Торе (Шмот, 34:21): «Во время пахоты и во время жатвы работать переставай» (как будет разъяснено там).
Впрочем, согласно выводу Гемары (Бавли, Моэд катан, 4а), запрет обрабатывать землю в период «добавления к седьмому году» — это галаха. данная Моше с Синая (как мы уже упомянули об этом во Введении к нашему трактату). Она запрещает обрабатывать землю в течение лишь ТРИДЦАТИ ДНЕЙ перед Рош-Гашана седьмого года, однако мудрецы Торы сделали добавления к этому периоду времени. Эта глава Мишны и следующая (до мишны шестой) излагают законы, связанные с «добавлением к седьмому году», установленные мудрецами.
Однако рабан Гамлиэль и его бейт-дин в результате голосования приняли решение разрешить все земледельческие работы вплоть до Рош-Гашана года швиит (как мы разъяснили выше во Введении). Тем не менее, эта мишна — «мишна первоначальная», то есть оставшаяся в своей формулировке неизменной со времени, предшествовавшего постановлению рабана Гамлиэля о разрешении всех земледельческих работ.
Эта мишна обсуждает вопрос о «поле плодовых деревьев», а следующая, вторая мишна разъясняет, что такое «поле плодовых деревьев».
ДО КАКИХ ПОР ПАШУТ ПОЛЕ плодовых ДЕРЕВЬЕВ в шестой год семилетнего цикла, НАКАНУНЕ СЕДЬМОГО ГОДА — то есть года шмиты! То есть: до какого времени разрешается распахивать это поле, и эта работа не кажется повышением качества поля ради нужд года швиит!
Мудрецы ШКОЛЫ ШАМАЯ ГОВОРЯТ: «ВСЕ ВРЕМЯ, ПОКА ЭТО ОЧЕНЬ ХОРОШО ДЛЯ ПЛОДА», -все время, пока пахота повышает качество урожая плодов шестого года. То есть: тогда пахота улучшает почву ради нужд плодов, выросших в шестом году, а не ради нужд года швиит.
А мудрены ШКОЛЫ ГИЛЕЛЯ ГОВОРЯТ: «ДО АЦЕРЕТ». До праздника Шавуот разрешается пахать, однако с праздника Ша-вуот и далее пахота выглядит подготовкой почвы для нужд года швиит.
И БЛИЗКИ СЛОВА ЭТИХ к тому, чтобы БЫТЬ КАК СЛОВА ЭТИХ, — два эти периода времени очень близки один к другому. То есть: хотя мудрецы школы Шамая проявляют большую строгость, чем школа Гилеля, как правило, пахота до праздника Шавуот приносит большую пользу для улучшения качества плодов, выросших в том году («Тифъэрет-Исраэль»).
Другие комментаторы считают, что мудрецы школы Шамая здесь, наоборот, проявляют большую снисходительность: и после Ацерет случается, что пахота приносит большую пользу плодам, а по мнению школы Шамая она разрешается в то время тоже. Так следует и из Йерушалми, так как там задают вопрос: почему наша мишна не включена в трактат «Эдуйот», в перечень тех случаев, когда школа Шамая проявляет большую снисходительность, а школа Гилеля — наоборот, большую строгость? И отвечают: «Иногда дождей мало, и почва недостаточно влажная; тогда запрещается пахать еще раньше Ацерет, согласно словам школы Шамая», — потому что тогда пахота не приносит большой пользы плодам. Однако, по мнению школы Гилеля всегда разрешается пахать до Ацерет, и получается, что в случаях, подобных указанному, школа Гилеля проявляет большую строгость, а школа Шамая — большую снисходительность.
|