Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Месть

Раздел: Иудаизм

Автор: Гиль, Пинхас
Переводчик:
ISBN:
Издатель: Прогресс
Год издания: 2004
Купить Месть на jewish-book.ru 14 USD

 

Перевод главы из фундаментального труда р. М. Каханэ (1932–1990) “Ор ѓараайон” (“Свет идеи”), вышедшей после его убийства, в 1993 г. В этой книге р. Каханэ рассматривает те важнейшие разделы Ѓалахи, которые в нашем поколении отодвинуты на задний план, замалчиваются или вовсе забыты даже теми, кто изучает Тору.

Фрагмент из книги:

И вышел к нему Бен-Гадад, и посадил его [Ахав] в [свою] колесни-цу. И сказал ему [Бен-Гадад]: „Города, которые взял отец мой у отца твоего, верну я, и рыночные площади сделай себе в Дамаске, как сделал отец мой в Шомроне". [И сказал Ахав:] „А я, [заключив с тобой] союз, отпущу тебя". И заключил [Ахав] союз с ним, и отпустил его».
В ответ на это нежелание исполнить свой долг, на это глупое милосердие Ахава сказал ему один из сынов пророков, в отношении которого есть мнение, что это был Михайгу (Млахим I, 20:42): «Так сказал Господь: „За то, что отпустил ты человека, которого Я осудил на смерть, будет жизнь твоя вместо его жизни, а народ твой — вместо его народа"». Не милосердным, добродетельным и справедливым человеком был Ахав, но глупцом, сжалившимся над злодеем, в то время как Божественное повеление было: совершить возмездие Господа и возмездие за сынов Израиля.
Совершающий возмездие Господа — именно он удостаивается того, что Всевышний за-
ключает с ним вечный союз и «союз мира». Так сказано в Торе (Бемидбар, 25:11,12): «Пинхас, сын Эльазара, сына Агарона-коге-на, отвратил гнев Мой от сынов Израиля, возревновав за Меня среди них, и не истребил Я сынов Израиля в ревности Моей. Поэтому скажи: „Вот Я заключаю с ним Мой союз мира"».
Ревность — свойство Всевышнего, как сказано (Шмот, 20:5): «Ибо Я, Господь, Бог твой, — Бог-ревнитель». И несмотря на это, ревность превратилась в глазах гоев и тех, кто стремится уподобиться гоям, восприняв их культуру, в некое неприличное качество, достойное всяческого осуждения. И в этом еще раз проявляется противоречие между Торой Бога и чуждой культурой. Ревность -качество Всевышнего, и этим же качеством отличается каждый еврей, ревностно относящийся к повелениям Бога. А ревность — это не что иное, как месть, как объясняет Раши (в комментарии к Бемидбар, 25:11): «„Возревновав за Меня" — совершив возмездие вместо Меня, излив гнев, который накопился у Меня.