Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Месилат Йешарим. Путь праведных

Раздел: Философия

Автор: Саврасов, Л. р.
Переводчик:
ISBN:
Издатель: Тора Лишма
Год издания: 2005

Новый, очень качественный перевод основной книги еврейской философии, этики и каббалы — "Путь Праведных".

Книга на первый взгляд относится к «Мусару» (этике), но при внимательном рассмотрении, очевидно, что эта книга в каком-то смысле является итогом всего творчества Рамхаля, но, эта книга является «Мусаром», просто по тому, что в ней Рамхаль даёт практическое руководство, как исправлять качества и достичь совершенства в служении, однако руководство это от начала до конца построено на глубочайшем понимании автором самых основ нашего мира, и это невозможно не заметить.

Р. Саврасов совершил великолепную работу, заключающуюся не столько в переводе, сколько в глубоком анализе слов автора. Поэтому он сумел не только с точностью передать содержание слов Рамхаля, но также и дух книги.
Книга прошла отличную редакцию со стороны рава Пинхаса Перлова, который также выполнил свою работу с целью передать в точности слова автора, используя при этом изящный языковой стиль. В самом деле, в книге можно увидеть драгоценный свет нашего учителя Рамхаля, раскрывающийся на русском языке. Я искренне надеюсь, что книга получит признание среди людей, ищущих Всевышнего, и заслуги нашего учителя Рамхаля, а также многих жаждущих Б-жественного слова, (для которых эта книга прежде всего предназначенна) будут способствовать, тому что эта книга расширит границы святости в мире, и старания тех, кто трудятся в этом святом деле, принесут свои плоды, и через них будет освящено имя Всевышнего.

Игаль Полишук

Фрагмент из книги:

Во всем, что связано с миром, он должен довольствоваться тем, что у него есть. Брать то, что приходит в руки, быть далеким от покоя и близким к работе и ярму. Полагаться сердцем на Всевышнего и не бояться того, что принесет грядущий день с его [возможными] бедами.
Может быть, ты возразишь на сказанное, говоря, что наши мудрецы обязали человека всегда и везде тщательно оберегать себя и не подвергать себя опасности, и даже если он праведен и творит добро! И сказали (КтуботЗОа): «Все в руках неба, кроме холода и жары»54. И в Писании сказано (Дварим 4:15): «И берегите себя очень…», и сказано там: «.. .даже исполняя заповедь».
Ответ таков: есть два вида страха. Есть страх действительно необходимый, и есть глупый страх. Есть упование55, и есть беспечность. Ведь Всевышний создал человека обладающим верным разумом и способностью правильно рассуждать, дабы он направил себя на путь добра и берег себя от вещей, приносящих вред, созданных для наказания злодеев. Если же человек не идет путями мудрости и подвергает себя опасностям, то это не уверенность, а беспечность. Своими поступками он грешит против желания Создателя, благословенно имя Его, который хочет, чтобы человек берег себя. Выходит, что кроме естественной опасности, которой он подвергается из-за недостатка осторожности, он еще заслуживает наказания за свои дела, за грех, который совершает. Таким образом, сам грех и приводит его к наказанию
56.

53 Т.е. все свои потребности, связанные с этим миром, и его удовольствия человек должен рассматривать как явление временное, преходящее, а то, что связано со служением, — как относящееся к вечности и остающееся с ним навсегда.
54 Т.е. все неприятности, постигающие человека, посланы Небом, кроме болезней от жары и холода, которые вызываются его небрежностью.
55 Т.е. надежда на Всевышнего.