Брошюра предлагает краткое изложение еврейского подхода к вопросам брака и семьи СОДЕРЖАНИЕ
Введение 5 Вмешательство родителей 8 "В эпоху зрелости…" 15 Изучение Торы и бракосочетание 24 Сватовство 27 Положение супружеской пары 31 Вступая в брак, всё обдумай и посоветуйся 43 Экономические проблемы 49 О соответствиях в браке 54 Брак в наше время 58
ВВЕДЕНИЕ
Важное и трудное решение
Вступление в брак — общепринятое и узаконенное евреями (и другими народами) действие с целью создания новой семьи. Мужчина и женщина заключают между собой союз о совместной жизни в надежде породить сыновей и дочерей и воспитать их счастливыми и гордыми евреями, полезными и преданными своему народу*.
Но всё сказанное выше — лишь часть широкого понятия -вступить в брак. Каждому должно быть ясно, что решение жениться или выйти замуж — одно из самых важных решений, которые человек принимает на протяжении всей своей жизни и, возможно, одно из самых трудных. Оно важно, так как в значительной мере определяет его будущее, удачи или неудачи в жизни на тридцать-сорок-пятьдесят и более лет. Это очень трудное решение, так как знакомство между врачующимися обычно довольно ограниченное. Даже если жених и невеста знакомы между собой несколько месяцев или даже год и более, трудно предсказать, как каждый из них поведет себя в новых условиях семейной жизни, весьма отличных от прежних. Кто может сказать, что и впредь каждая из сторон будет всегда довольна своим партнером, как в день заключения брачного союза?..
Побудительные факторы
Каковы же причины, побуждающие людей вступать в брак? Перечислим некоторые из них: 1) Взаимная любовь. 2) Желание иметь детей, стремление к материнству и отцовству. 3) Социальные условия и общественное мнение; требования, предъявляемые молодому поколению о создании семьи и продолжении рода человеческого и еврейского народа. 4) Желание выполнить библейскую заповедь — "Плодитесь и размножайтесь и заполняйте землю" (Бытие, 9, 1). 5) Страх перед одиночеством и связанные с ним социальные и экономические трудности. 6) Стремление к определенному положению в обществе, к почету, уважению и хорошей жизни, что недостижимо, если нет своего "дома" — своей семьи.
Вопросы
1) Согласны ли Вы с тем, что перечисленные выше факторы способствуют бракосочетанию и созданию семьи? 2) Если Вы не согласны, какие из них, по Вашему мнению, следует изъять и какие добавить? 3) Расположите все факторы по степени их важности, начиная с самых главных и решающих. 4) Возможно, что некоторые факторы, по Вашему мнению, весьма существенны, но не оправданны и не справедливы. Расположите все факторы, перечисленные выше, в порядке их "оправданности" и "справедливости", начиная с главного. Можно также делать пометки "неоправданно" или "неверно" в тех случаях, когда Вы так думаете. 5) Почему, исходя из каких соображений, Вы считаете один из факторов предыдущего параграфа самым оправданным и с него начали перечень?
Так как вопросы семьи и брака занимают в Торе очень важное место, им уделено много внимания в иудаизме. В этой области жизни действует много законов, обычаев, традиций. Об этом мы побеседуем в следующем разделе.
*Обряд бракосочетания, согласно требованиям Торы, производится следующим образом: составляется брачный контракт, в котором жених (муж) обязуется содержать жену. В случае смерти или развода ей должна быть выплачена определенная сумма (кроме алиментов). Этот контракт называется "ктуба". Ему придается законная сила подписями двух свидетелей — верующих евреев и самого жениха. После этот жених передает "ктубу" свидетелям, а те — невесте.
Вторая часть обряда — "хупа". Жених становится слева от невесты под брачным балдахином. Это символизирует приход невесты в дом жениха.
Третья часть бракосочетания — "кидушин" (освящение). Жених надевает на средний палец правой руки невесты обручальное кольцо. Тот факт, что невеста не противится надеванию кольца, свидетельствует о её согласии вступить в брак. Смысл надевания кольца в том, что кольцом жених символически покупает невесту. Одновременно с этим жених произносит формулу: "Этим кольцом ты освящена для меня по закону Моше и Израиля". Смысл освящения — "кидушип" — в том, что отныне невеста принадлежит только мужу и связь ее с другим мужчиной запрещена.
В тех местах, где автор употребляет слово "освящает", имеется в виду весь комплекс бракосочетания (Прим. редактора).
Фрагмент из книги:
ВМЕШАТЕЛЬСТВО РОДИТЕЛЕЙ В БИБЛИИ
Прочтите приведенные ниже стихи. Если их взаимосвязь вам не ясна, загляните в подлинник и подумайте, в каком контексте они были сказаны.
1. "И был Бог с отроком, и он вырос; и поселился он в пустыне* и сделался стрелком из лука. И поселился он в пустыне Паран, и мать взяла ему жену из земли Египетской" (Бытие, 21, 20-21).
2. "И сказал Авраам своему рабу, старшему в доме его, управлявшему всем, что у него: положи свою руку под бедро мое (в знак клятвы). И я заклинаю тебя Господом, Богом небес и Богом земли, чтобы ты не взял сыну моему жену из дочерей ханаанских, среди которых я живу. Но в мою землю, на мою родину пойдешь и возьмешь жену сыну моему Исааку" (Бытие, 24, 2-4).
3. "И призвал Исаак Яакова, и благословил его, и заповедовал ему, и сказал ему: не бери жены из дочерей ханаанских. Встань, поди в Падан-Арам, в дом Бетуэля, отца матери твоей, и возьми себе оттуда жену из дочерей Лавана, брата матери твоей" (Бытие, 28, 1-2).
4. "И сказал Калев**: Тот, кто поразит Кирьят-Сефер и
*Речь идет о сыне Авраама и Агари Ишмаэле (Измаиле). Здесь и далее — прим. переводчика. "Калев бен-Иефуна из колена Иегуды — один из разведчиков, посланных Моисеем разведать землю Ханаанскую.
возьмет его, тому отдам Ахсу, дочь мою, в жены. И захватил его Отниэль, сын Кеназа, брата Калева; и отдал ему Ахсу, дочь свою, в жены" (Иегошуа, 15, 16-17).
5. "И говорили израильтяне: видели ли вы этого человека, который поднимается на возвышенность*? Ведь он поднимается, чтобы поносить Израиль. Того человека, который убьет его, царь одарит богатством великим, и дочь свою выдаст за него, и дом отца его сделает свободным от царских повинностей" (Первая книга Самуила, 17, 25).
6. "И сказал Шаул Давиду: вот старшая дочь моя Мейрав, ее дам тебе в жены. Только будь у меня храбрецом и веди войны Господни"; ибо Шаул думал: пусть не от меня он пострадает, а от рук филистимлян" (Первая книга Самуила, 18, 17).
Вопросы:
1) В чем главное отличие первого стиха от остальных? 2) Чем отличаются события, описанные в первых трех отрывках, от событий, зафиксированных в 4-м и 5-м абзацах? 3) Приведите примеры из Библии, когда браки заключались без вмешательства родителей.
Мнение мудрецов
Приведенные выше стихи из Библии и первых пророков показывают, что наши праотцы Авраам и Ицхак (Исаак), а также праматерь Ривка (Ревекка), при женитьбе своих сыновей забо тились, во-первых, о том, чтобы они не взяли в жены местных девушек, из племен Ханаан и, во-вторых, чтобы их жены были непременно из их же собственного рода. Но они сами не определяли, на ком должны жениться Ицхак и Яаков.
И египтянка Агарь ведет себя так по отношению к своему сыну Ишмазлю (Измаилу). Она выбирает ему в жены девушку из страны своего происхождения — из Египта, а не из Ханаана.
* Речь идет о филистимлянском силаче Голиате, которого юный Давид умертвил, метнув камень из пращи.
|