Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Когда вступаешь в брак

Раздел: Еврейская семья

Автор:
Переводчик:
ISBN:
Издатель: Амана
Год издания: 1991

Брошюра предлагает краткое изложение еврейского подхода к вопросам брака и семьи

СОДЕРЖАНИЕ

Введение  5
Вмешательство  родителей  8
"В эпоху зрелости…"   15
Изучение Торы и бракосочетание 24
Сватовство 27
Положение супружеской пары 31
Вступая в брак, всё обдумай и посоветуйся 43
Экономические проблемы 49
О соответствиях в браке  54
Брак в наше время 58

ВВЕДЕНИЕ

Важное и трудное решение

Вступление в брак — общепринятое и узаконенное евреями (и другими народами) действие с целью создания новой семьи. Мужчина и женщина заключают между собой союз о совместной жизни в надежде породить сыновей и дочерей и воспитать их счастливыми и гордыми евреями, полезными и преданными своему народу*.

Но всё сказанное выше — лишь часть широкого понятия -вступить в брак. Каждому должно быть ясно, что решение жениться или выйти замуж — одно из самых важных решений, которые человек принимает на протяжении всей своей жизни и, возможно, одно из самых трудных. Оно важно, так как в значительной мере определяет его будущее, удачи или неудачи в жизни на тридцать-сорок-пятьдесят и более лет. Это очень трудное решение, так как знакомство между врачующимися обычно довольно ограниченное. Даже если жених и невеста знакомы между собой несколько месяцев или даже год и более, трудно предсказать, как каждый из них поведет себя в новых условиях семейной жизни, весьма отличных от прежних. Кто может сказать, что и впредь каждая из сторон будет всегда довольна своим партнером, как в день заключения брачного союза?..

Побудительные факторы

Каковы же причины, побуждающие людей вступать в брак? Перечислим некоторые из них:
1)  Взаимная любовь.
2)  Желание иметь детей, стремление к материнству и отцовству.
3)  Социальные условия и общественное мнение; требования,
предъявляемые молодому поколению о создании семьи и продолжении рода человеческого и еврейского народа.
4)  Желание выполнить библейскую заповедь — "Плодитесь и размножайтесь и заполняйте землю" (Бытие, 9, 1).
5)  Страх перед одиночеством и связанные с ним социальные
и экономические трудности.
6)  Стремление к определенному положению в обществе, к почету, уважению и хорошей жизни, что недостижимо, если нет своего "дома" — своей семьи.

Вопросы

1)  Согласны ли Вы с тем, что перечисленные выше факторы
способствуют бракосочетанию и созданию семьи?
2)  Если Вы не согласны, какие из них, по Вашему мнению, следует изъять и какие добавить?
3)  Расположите все факторы по степени их важности, начиная с самых главных и решающих.
4)  Возможно, что некоторые факторы, по Вашему мнению, весьма существенны, но не оправданны и не справедливы. Расположите все факторы, перечисленные выше, в порядке их "оправданности" и "справедливости", начиная с главного. Можно также делать пометки "неоправданно" или "неверно" в тех случаях, когда Вы так думаете.
5) Почему, исходя из каких соображений, Вы считаете один из факторов предыдущего параграфа самым оправданным и с него начали перечень?

Так как вопросы семьи и брака занимают в Торе очень важное место, им уделено много внимания в иудаизме. В этой области жизни действует много законов, обычаев, традиций. Об этом мы побеседуем в следующем разделе.


*Обряд бракосочетания, согласно требованиям Торы, производится следующим образом: составляется брачный контракт, в котором жених (муж) обязуется содержать жену. В случае смерти или развода ей должна быть выплачена определенная сумма (кроме алиментов). Этот контракт называется "ктуба". Ему придается законная сила подписями двух свидетелей — верующих евреев и самого жениха. После этот жених передает "ктубу" свидетелям, а те — невесте.

Вторая часть обряда — "хупа". Жених становится слева от невесты под брачным балдахином. Это символизирует приход невесты в дом жениха.

Третья часть бракосочетания — "кидушин" (освящение). Жених надевает на средний палец правой руки невесты обручальное кольцо. Тот факт, что невеста не противится надеванию кольца, свидетельствует о её согласии вступить в брак. Смысл надевания кольца в том, что кольцом жених символически покупает невесту. Одновременно с этим жених произносит формулу: "Этим кольцом ты освящена для меня по закону Моше и Израиля". Смысл освящения — "кидушип" — в том, что отныне невеста принадлежит только мужу и связь ее с другим мужчиной запрещена.

В тех местах, где автор употребляет слово "освящает", имеется в виду весь комплекс бракосочетания (Прим. редактора).

Фрагмент из книги:

ВМЕШАТЕЛЬСТВО РОДИТЕЛЕЙ
В БИБЛИИ


Прочтите приведенные ниже стихи. Если их взаимосвязь вам не ясна, загляните в подлинник и подумайте, в каком контексте они были сказаны.

1.  "И был Бог с отроком, и он вырос; и поселился он в пустыне* и сделался стрелком из лука. И поселился он в пустыне Паран, и мать взяла ему жену из земли Египетской" (Бытие, 21, 20-21).

2.  "И сказал Авраам своему рабу, старшему в доме его, управлявшему всем, что у него: положи свою руку под бедро мое (в знак клятвы). И я заклинаю тебя Господом, Богом небес и Богом земли, чтобы ты не взял сыну моему жену из дочерей ханаанских, среди которых я живу. Но в мою землю, на мою родину пойдешь и возьмешь жену сыну моему Исааку" (Бытие, 24, 2-4).

3.  "И призвал Исаак Яакова, и благословил его, и заповедовал ему, и сказал ему: не бери жены из дочерей ханаанских. Встань, поди в Падан-Арам, в дом Бетуэля, отца матери твоей, и возьми себе оттуда жену из дочерей Лавана, брата матери твоей" (Бытие, 28, 1-2).

4.  "И сказал Калев**: Тот, кто поразит Кирьят-Сефер и

*Речь идет о сыне Авраама и Агари Ишмаэле (Измаиле). Здесь и далее — прим. переводчика.
"Калев бен-Иефуна  из  колена Иегуды — один  из разведчиков, посланных Моисеем разведать землю Ханаанскую.

возьмет его, тому отдам Ахсу, дочь мою, в жены. И захватил его Отниэль, сын Кеназа, брата Калева; и отдал ему Ахсу, дочь свою, в жены" (Иегошуа, 15, 16-17).

5.  "И говорили израильтяне: видели ли вы этого человека, который поднимается на возвышенность*? Ведь он поднимается, чтобы поносить Израиль. Того человека, который убьет его, царь одарит богатством великим, и дочь свою выдаст за него, и дом отца его сделает свободным от царских повинностей" (Первая книга Самуила, 17, 25).

6.  "И сказал Шаул Давиду: вот старшая дочь моя Мейрав, ее дам тебе в жены. Только будь у меня храбрецом и веди войны Господни"; ибо Шаул думал: пусть не от меня он пострадает, а от рук филистимлян" (Первая книга Самуила, 18, 17).

Вопросы:

1)  В чем главное отличие первого стиха от остальных?
2)  Чем отличаются события, описанные в первых трех отрывках, от событий, зафиксированных в 4-м и 5-м абзацах?
3)  Приведите примеры из Библии, когда браки заключались без вмешательства родителей.

Мнение мудрецов

Приведенные выше стихи из Библии и первых пророков показывают, что наши праотцы Авраам и Ицхак (Исаак), а также праматерь Ривка (Ревекка), при женитьбе своих сыновей забо тились, во-первых, о том, чтобы они не взяли в жены местных девушек, из племен Ханаан и, во-вторых, чтобы их жены были непременно из их же собственного рода. Но они сами не определяли, на ком должны жениться Ицхак и Яаков.

И египтянка Агарь ведет себя так по отношению к своему сыну Ишмазлю (Измаилу). Она выбирает ему в жены девушку из страны своего происхождения — из Египта, а не из Ханаана.

* Речь  идет о филистимлянском  силаче  Голиате,  которого  юный  Давид умертвил, метнув камень из пращи.