Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Кодекс Маймонида (Рамбам)

Раздел:

Автор:
Переводчик:
ISBN: 9785995300779
Издатель: Книжники
Год издания: 2010
Новинка ================================== Рабби Моше бен Маймон. Мишне Тора. Кодекс Маймонида. Книга «Знание» ================================== Крупнейший раввинистический авторитет и кодификатор ѓалахи, философ, ученый и врач, самый прославленный ученый постталмудической эпохи Рабби Моше бен Маймон, Рамбам, был знаменитейшим медиком своего времени, но снискал славу не медицинскими трактатами и не главным своим философским трудом — «Море невухим», который, будучи обращен к узкой прослойке академически образованных читателей, находящихся в пограничном состоянии между европейской и еврейской культурой, не мог прославить Маймонида во всех слоях еврейского народа. Славу Маймониду принес труд — «Мишне Тора». Именно на постаменте «Мишне Тора» зиждется величие Рамбама в глазах еврейского мира. Именно этот кодекс заставляет повторять фразу: «От Моше до Моше не было подобного Моше», — то есть от нашего наставника Моше, сына Амрама, который лицом к лицу говорил с Богом, до нашего учителя Моше, сына рава Маймона, не было учителя, сравнимого с Маймонидом. Свой кодекс «Мишне Тора» сам Рамбам считал «великим трудом, включающим в себя все законы Торы»: «Почти десять лет трудился я денно и нощно над созданием большого труда. Великие люди, подобные вам, понимают, что я создал, — ведь я приблизил предметы рассеянные и разбросанные между холмов и гор, призвал их «по одному из города, по двое из рода» (Ирмеяѓу, 3:14). Труд, посвященный сведению законов в единое целое, — называется кодификацией, а полученное произведение — кодексом. Иными словами, кодификация есть создание упорядоченного свода закона на основании существующих источников, свода, как правило, призванного заменить предшествующие. Однако природой еврейского права не предусмотрена важнейшая часть работы кодификатора — исключение устаревших законов. Еврейский закон имеет силу только в цепи непрерывной традиции, восходящей к Торе. Не столь уж существенно, кто и каким образом воспринял и передал эту традицию; закон есть закон. Он может не применяться в ряде стран и общин, но при этом его юридическая сила сохраняется в полной мере. Первая попытка кодификации еврейского закона была предпринята р. Йеѓудой ѓа-Наси в начале III в. н. э. Этот кодекс получил название «Мишна». По своему характеру «Мишна» была именно сборником: группа авторов отобрала материал из уже существующих сборников разного типа и, следуя установленным главой проекта принципам, распределила материал по темам. Кодекс в строгом смысле слова создал именно Рамбам. Он повторил в нем все законы Торы, неважно, актуальны они были в его время или нет. Более того, поскольку Тора — это не только образ жизни, но и образ мысли, он включил в свой кодекс предметы, связанные с мировоззрением и философией. Можно сказать, что Рамбам охватывает своим трудом весь мир: он начинает с Творца мира и сотворения Вселенной, описывает устройство мира, потом излагает историю религии от Адама и Авраѓама и завершает труд описанием времен Машиаха, времен, когда мир придет к своему совершенному состоянию. ========================================================