Ключи к иудаизму
Раздел: Иудаизм
Автор: Андре Неер
Переводчик:
ISBN:
Издатель:
Год издания:
Купить
Купить
| |
Андре Неер (1914-1988) дает в этом философском исследовании глубокий анализ иудаизма в сопоставлении с основными философскими учениями от Платона до экзистенциализма. СОДЕРЖАНИЕ Фрагмент из книги: Субдоминанта: диалектика "бытия-вместе" и "бытия-для-себя" Прежде всего, подобные усилия вызывают презрение и непонимание. Ложные представления, о которых я говорил в начале, возникают (по крайней мере, частично и если речь не идет о массовом психозе ненависти и зависти) в результате неизбежной двойственности, характеризующей еврея. Поверхностный наблюдатель сбивается с толку, ибо всегда есть риск уловить лишь одну сторону. Он видит в еврее обычного земного труженика, видит его энергичную, а порой и революционную деятельность, но не видит обратной, метафизической стороны этой активности, не понимает, что в тот самый момент, когда другие смотрят на еврейского человека как на подобного им самим, на него взирает и Бог, и именно Его пристальное всматривание делает еврея человеком не только в земном, повседневном смысле этого слова. И, наоборот, наблюдатель может уловить Божий взгляд, озаряющий еврея, окружающий его ореолом неповторимой святости, — и не заметить, что этот воспреемник Божественного света — еще и земной труженик. Тщетность усилий соединить столь трудно соединимое вселяет растерянность и в самого еврея, в его душе роится множество вопросов, зачастую предельно драматических. Можно ли упрекать его в том, что порой он чувствует усталость и повторяет вслед за пророком Илией: "Довольно уже, Господи?" (III Цар. 19:4). Вот еврей и пытается избавиться от дилеммы, сделав выбор между двумя ее решениями: либо жить и умереть, как другие, то есть ассимилироваться, либо уйти в духовное или политическое гетто, как предлагают крайние ортодоксы. Но выбора, оказывается, нет. Бог говорит усталому еврею то же, что и пророки: "Встань, ешь; ибо дальняя дорога перед тобою". Вот тогда-то пробуждается современное еврейское самосознание, подтверждая тот факт, что ни бегство в гетто, ни ассимиляция невозможны, что есть только один выход: снова и снова открывать для себя подлинный внутренний иудаизм. Еврейский человек, укорененный в противоречии и не пытающийся его обойти, — это тот, кто может, кто должен быть и с людьми, и в то же времявне человечества; это тот, кто обращен к людям и к Богу; он должен питать надежду на всеобщее спасение, сохраняя уважительное внимание к индивидуальности каждого человека, народа; это тот, кто бьется над труднейшей задачей — как быть одновременно человеком цивилизованным и праведным. Эти диалектические условия дают еврейскому опыту то преимущество, благодаря которому он становится общечеловеческим, приемлемым не только для еврея, но и для других людей. Этот опыт обязывает решать трудные и неотложные проблемы, обязывает не оставаться равнодушным, ибо равнодушие — самое большое преступление нашего века, и такой урок не может пропасть бесследно ни для кого. В некотором смысле на еврейском статусе испытыва-ется статус общечеловеческий. Не может человек достичь своего человеческого статуса, если не старается в какой бы то ни было форме приблизиться к еврейству, понять всю его сложность, все его ценности; если он проходит равнодушно мимо еврея и его судьбы, значимой для всего человечества: "Будет в те дни, возьмутся десять человек из всех разноязычных народов, возьмутся за полу иудея и будут говорить: мы пойдем с тобою, ибо мы слышали, что с вами — Бог" (Зах. 8:23). Этот призыв, обращенный тогда к еврею в подтверждение его утопического призвания, теперь обращен к человеческому сообществу (число десять в еврейской традиции символизирует сообщество, группу, минь-янп). Тяга к универсальному у еврея может пройти только в том случае, когда он получит отклик на нее. Мир нуждается в еврее, но еврей, со своей стороны, ждет и надеется, что мир заявит об этом. Дать миру такую возможность — одна из целей нашей книги. 11 Миньян — кворум (10 взрослых мужчин), необходимый для совершения публичного богослужения и ряда религиозных церемоний. |