Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Как вернуть утерянное

Раздел: Классика иудаизма (ришоним и ахороним)

Автор: Рабейну Йона Гиронди / Рабейну Йона
Переводчик:
ISBN:
Издатель:
Год издания:

Русский перевод книги р. Йоны Гиронди (ок. 1200–1263) “Шаарей
тшува” – одной из важнейших книг по еврейской философии и этике.

Фрагмент из книги:

А также тот, кто лжесвидетельствует. И сказано (Шмот 20; 13): "Не лжесвидетельствуй". В эту часть входят все обманы и мошенничества в торговле и в компаньонстве. И сказано (Ваикра 25; 14): "Не обманывайте друг друга". И сказано (Теилим 55; 12): "И не сходит с площади города обман и ложь". Такой называется "человек лжи" и негодяй. Он несет тяжкий грех среди сборищ злодеев, как мы уведомили в разделе о страхе преступления. А отличительным свойством такого обманщика является то, что он подмигивает и шевелит пальцами, как будто что-то давит или катает между пальцами, как сказано (Мишлей 6; 12-13): "Человек негодный, человек лживый <…> подмигивает <…> делает знаки пальцами".
179. Часть вторая; это такие, кто лжет, но от самой лжи нет вреда и убытка никому. Но существует возможность, что это окажется причиной вреда и зла. Например, как тот, кто обманывает другого и заставляет поверить, что он любит его и является его верным другом. Этим он хочет добиться, чтобы тот положился на него, и тем войти в доверие, а тогда ему можно будет причинить зло. Как сказано (Ирмия 9;7): "Устами своими мирно говорят с ближним своим, а в сердце своем готовят ему засаду". И сказано далее: "За это ли не накажу Я их, — говорит Всевышний, — и такому ли народу не отомщу Я?".
Эти две категории получают наказание за ложь и за вред, который во лжи содержится. Потому что ложь, кроме содержащегося в ней вреда, сама по себе мерзка пред Всевышним, как сказано (Мишлей 12;22): "Мерзки пред Всевышним уста лживые". И сказано (там же 6; 16): "Вот шесть, что ненавидит Всевышний, <…> глаза высокомерные, язык лживый"; и сказано (там же 8; 13): "И лживые уста ненавижу Я". И сказано (Иов 15; 16): "Мерзок и грязен человек, пьющий несправедливость [ложь], как воду". 180. Часть третья; кто хитрит и обманывает, чтобы лишить кого-либо выгоды и забрать ее себе. Он не отнимает
у человека принадлежащую ему вещь и не заставляет его продать ее, — но он зарится на то, что другой человек, возможно, заработает, и старается обманом забрать все себе. Или обманом приводит к тому, чтобы дали ему отступные. И в основном, наказание следует за ложь. Но наказание за ложь усиливается, если эта ложь причиняет вред другим людям. Хотя, в основном, наказание не за вред, потому что лжец не повредил ничего, принадлежащего другому.
Сказали мудрецы, что обманщик, обманывая, как бы поклоняется идолам, как сказано (Берешит 27; 12): "Вдруг отец мой ощупает меня, и я буду в его глазах обманщиком". И сказано об идолопоклонстве (Ирмия 10; 15): "Они — тщета, плод заблуждения". И так выразились мудрецы, — "как будто поклоняются идолам". Они привели этот пример, потому что обманщик и идолопоклонник сходны в том, что оба прикрываются ложью и обращаются за помощью к обману. 181. Часть четвертая; тот, кто лжет и, рассказывая о том, что слышал, умышленно искажает правду. Нет ему никакой выгоды от этой лжи, и нет никакого вреда другим людям. А поступает он так из любви ко лжи. Иногда же просто выдумывает всю историю. Наказание такому человеку легче, поскольку никому нет вреда от его лжи и глупости. Но наказание ему все же очень велико за его наглость и любовь ко лжи, и преступление его тяжко, ибо он любит ложь без пользы и смысла. И сказал Шломо (Мишлей 6; 19): "Лжесвидетель, испускающий ложь". Это значит, что если ты видишь человека, испускающего ложь в разговоре и в своих рассказах, — знай, что это свойство приведет его к ложному свидетельству на брата своего и клевете на него, потому что он полюбил ложь.
Эта часть дозволена, дабы исполнить заповеди и ради миротворчества и желания добра, и сказали, что можно расхваливать невесту перед женихом и говорить, что она красива и мила, хотя это и не совсем так.