Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Израиль, евреи и иудаизм

Раздел: Иудаизм

Автор: Ломовский, Э.
Переводчик:
ISBN:
Издатель: Амана
Год издания: 1991

В состав этой брошюры, выпускаемой отделом „АМАНА" и отделом культуры ВСЕМИРНОГО ЕВРЕЙСКОГО КОНГРЕССА, вошли два выступления выдающихся представителей религиозного иудейского миросозерцания современного Израиля — профессора Эфраима Урбаха и ныне покойного многосторонне одаренного ученого и общественного деятеля Яакова Герцога. Суть понятий и соображений этих двух, публикуемых здесь в русском переводе, выступлений представляет исключительный интерес для разрешения самых острых проблем, которые ставит перед каждым евреем живая действительность. Тут поставлены вопросы, требующие внутренней сосредоточенности, духовной собранности в осознании неразрывной связи между чистой верой в Творца Единого и глубокой убежденностью в особом призвании Израиля.

Фрагмент из книги:

Он вошел ко мне после своих многочисленных бесед в Израиле. Он сказал мне: „Господин, мне досаждает один основной вопрос, и он касается не вашей текущей политики и даже не вашей политики в течение двадцати лет, а основной проблемы: права Израиля на существование. То-есть не является ли традиционная, на протяжении всех поколений, еврейская вера е возвращение к Сиону, та вера, которая, по вашему мнению, воплощается с возобновлением Государства Израиль, не находится ли она и ее выражение в двадцатом веке — Государство Израиль в вопиющем противоречии с понятиями двадцатого века, как понимают их арабские народы или, точнее, палестинский народ. Ведь можно истолковывать как угодно Войну за Освобождение, период 46-48 г.г., последующие три войны, — воевали ли арабы, потому что они бежали или потому, что вы их выгнали — факт остается фактом. В 1913 году здесь было около 600 тыс. арабов и около 60 тыс. евреев. То-есть, еще до Декларации Бальфура, в период последнего правления турок на площади, называемой Палестина, в той южной части южной провинции сирийского протектората, правившего здесь из Дамаска под эгидой Турции, то-есть, на южной части сирийской территории турецкой империи проживало лишь 10% евреев среди 90% неевреев. Нет ли тут вопиющего противоречия, и не наталкивается ли это на фундаментальную моральную проблему, пронизывающую всю запутанную систему арабо-израильских отношений, которая, чем долее продолжается, тем, с одной стороны, ее шансы на грандиозные достижения, может быть, и велики, но и опасность катастрофы и разрушения, и не только на Среднем Востоке, но и на всей суше, в сущности, от Атлантического Океана и до Персидского Залива, эта опасность увеличивается и обостряется."
Я сказал ему: Вы задали мне весьма щекотливый вопрос, и есть в нем даже некое упорство дерзости — Вы ведь находитесь в Иерусалиме, столице Израиля. Это, однако, Ваше право. Но пусть не удивляется человек, позволяющий себе ставить вопросы такого сорта, если и у его собеседника найдутся к нему вопросы не менее щекотливые.