Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Израиль - эхо вечности

Раздел: Иудаизм

Автор: Бартман. Н.
Переводчик:
ISBN:
Издатель: Амана
Год издания: 1982

Размышления американского профессора еврейской этики и мистики о связи еврейского народа с Израилем. В книгу вошли как поэтические произведения, так и публицистические очерки. В конце издания приведена также рецензия Джека Римера на книгу А.-И. Хешеля "Страсть к истине".

Фрагмент из книги:

Возрождение государства Израиль ознаменовалось прорывом в сферу совершенно новых представлений и переживаний. Оно перечеркнуло общепринятые понятия и наши постоянные ожидания. Поэтому новое возвращение в Сион так смущает многих из нас, которые опираются в своих поступках и действиях в сфере духа на общепринятое и общеизвестное.
В научных исследованиях мы обычно используем апробированные стереотипы, дабы охарактеризовать подопытную ситуацию, положение, которое изучаем. Мы руководствуемся при этом принципами обобщения, пытаемся согласовать определенные данные с общепринятыми стереотипами. Отношение между ними, моделью или шаблоном и исследуемым образцом определяется методом аналогии.
Иначе говоря, у нас выработалась привычка сопоставлять предметы, вещи, явления, полагая, что те явления, о которых мы судим, идентичны и повторяются. В то же время мы склонны игнорировать то специфическое и особенное, чему нет прецедента. Мы руководствуемся заранее подготовленными моделями (шаблонами, образцами).
Тут у модернистских религиозных учений возникают непреодолимые трудности. Чудесные события, которые занимают центральное место в иудаизме, христианству кажутся очень странными, так как они беспрецедентны.
Возвращение в Сион — человеческая драма, какой никогда не было в прошлом. Это единственное в своем роде событие, ни с каким другим несопоставимое.
Государство Израиль поражает, но наши современники отвергают такие сюрпризы. Никогда еще ни один народ не возвращался в свою древнюю обитель после девятнадцати веков изгнания. Все, что есть в этом факте чудесного и удивительного, неизбежно сотрясает общепринятые представления. Глупцы не в состоянии его понять, а в глазах позитивистов это какая-то несуразица. Сей факт обязывает   произвести   переоценку   всех   наших   представлений.
Это большой урок для всех нас. Часто наше стремление воспринимать историю так, будто она сработана из одного цельного куска кожи, лишает нас возможности понять ее. В действительности же история никогда не повторяется… Вот перед нами новый опыт и новые представления.
Танах открывается словом „Брешит" („Вначале"). Греческая мифология, полагающая, что мир очень древний, вообще не знает понятия начала мироздания. Еврейское же восприятие учит, что и в истории возможны новшества и начальная точка отсчета.
Государство Израиль — это чудо, закутанное в покрывало, то есть скрытое чудо. Всё выглядит естественно, но за этим скрывается сильнейшее удивление. Заново отстраиваемый Сион превращается в провозвестника новых свершений. Он показывает, что история подчас сплетается с таинственными явлениями.
Израиль противопоставлен обычности, он нечто крайне редкое, стоящее на грани чуда. Но Израиль нельзя считать совершенно новым началом, это возрождение в соответствии с пророчеством Иезекииля. Сочетание божественного обещания с общечеловеческим достижением.