Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

«Хасидские истории. Поздние учителя»

Раздел:

Автор: Мартин Бубер
Переводчик:
ISBN:
Издатель: Гешарим
Год издания: 2009
Второй том классического труда Мартина Бубера «Хасидские истории: поздние учителя» продолжает серию: « АЛЕФ — изыскания в еврейской мистике». В этой книге речь пойдет о девяти учениках Провидца из Люблина. Принято считать, что вслед за тремя первыми поколениями хасидских учителей наступило время упадка. Однако это чрезмерное упрощение действительного положения дел — исследователь описывает развитие и укрепление различных элементов хасидского движения. В книге представлены хасидские рассказы, творчески переосмысленные Бубером, издание также включает глоссарий и биографии хасидских цадиков.

Ш.-Й. Агнон, чьи воспоминания о Мартине Бубере вошли в книгу отдельным приложением, писал о своих современниках: «…они не разглядели исходившего от Бубера света, не удосужились глубже вникнуть в его слова. Слишком близко от них находился Бубер, слишком был велик, чтобы обозреть его, чтобы понять его своеобразие и оригинальность. Боюсь, в новом поколении не найдешь собеседника, подобного Буберу. Собеседника, умеющего говорить и умеющего слушать».

Посмотреть внутри

Оглавление

От редакции
Введение
Потомки Великого Магида
Школа Рабби Шмелке из Никольсбурга
Школа Рабби Элимелеха из Лежайска
Из школы Рабби Шломом из Карлина
Из дома Магида из Козниц
Из школы Рабби из Люблина
Пшиска и ее дочерние школы
Шмуэль-Йосеф Агнон о Мартине Бубере
Биографические сведения о хасидских учителях
Справочные материалы
Избранная библиография
Глоссарий
Алфавитный указатель имен

Фрагмент из книги:

А рабби Ханох, его ученик, добавлял: «Тайны Торы настолько глубоко сокрыты, что их вообще невозможно поведать. Ведь сказано: "Тайна Бога — боящимся Его"*. Эти тайны могут воспринять лишь богобоязненные, а иначе их никак не постигнуть ».
3   * [Пс. 25:14]

ПОСМОТРИ В КНИГУ

К рабби Ханоху пришел хасид и, плача, стал рассказывать о постигшей его беде.
«Когда я учился еще в хедере, — заметил рабби, — один мальчик заплакал на уроке, и учитель сказал ему: "Тот, кто смотрит в книгу, перестает плакать"».

УГЮЗА

Некий именитый человек угрожал рабби Ханоху, что единым махом сможет сбросить его с той ступени бытия, на которой он находится. Тот ответил: «Навряд ли можно сбросить меня ниже, чем я сейчас пребываю».

СТОН РЕЗНИКА

Вскоре после того, как Ханох стал рабби, он рассказывал: «Резник резал мясо и не заметил, как наступила суббота. Он тогда бросился бегом в дом молитвы и, вбежав туда, услышал, как собравшиеся поют:
Выйди, друг мой, навстречу невесте, с тобой вместе мы встретим Субботу.
И тогда он громко простонал, но это был стон не резника, а стон еврея, идущий из глубин души. Ибо сказано: "И застонали сыны Израиля от работы, и возопили"*. То был стон сына Израиля, то был вопль еврея, идущий из самой души».
 
ДОМ ДЛЯ СВАДЕБНЫХ ТОРЖЕСТВ

Рабби Ханох рассказывал такую притчу: «Житель маленького городка перебрался в Варшаву и снял себе комнатку. В первый же вечер он услышал, как в соседнем доме играет музыка и люди танцуют. "Наверное, свадьба", — решил он про себя. Но на другой день там также играла веселая музыка, и то же самое было на следующий день. "Интересно, кто там живет? — спросил он своих знакомых. — Сколько же сыновей у хозяина дома, если каждый день он женит их, одного за другим?" Знакомые рассмеялись. "Этот дом, — сказали они, — снимают специально для устройства свадеб. Музыка играет, гости танцуют. Вот почему мы зовем его домом свадеб" >>.
После чего рабби Ханох добавил: «Вот и наши мудрецы сравнивают этот мир с домом свадеб»"'.
* [Эрувин 54а]

ТЩЕТНЫЕ ПОИСКИ

Вот какую историю рассказал рабби Ханох: «Жил да был очень глупый человек. Вставая по утрам, он с трудом мог отыскать свою одежду, и потому по вечерам он неохотно ложился спать, опасаясь неудобств, которые ждут его после пробуждения. Наконец, в один прекрасный вечер, он взял карандаш и бумагу и как можно точнее записал, куда он положил свою одежду. На следующее утро, очень довольный собой, он взял свой листок и принялся читать: "шляпа" — вот она, и он надел ее на голову, "брюки" — вот они, и он натянул их, и так далее, и так далее, пока он полностью не оделся.
"Все это очень хорошо, но где же я сам? — спросил он себя в оцепенении. — В каком мире я нахожусь?" Он смотрел и смотрел, но все его поиски были тщетны».
«То же самое происходит и с нами», — заметил рабби.

«ОТПУГНИ»!
Вот какую историю рассказал рабби Ханох: «Молоденькая девушка из Польши нанялась служанкой в Германию. А в той стране хозяйки используют слово "отпугнуть" в необычном смысле. "Отпугнуть" значит у них плеснуть холодную воду в горшок с кипящим супом, чтобы легче было снимать пену. И вот как-то хозяйка дома, где работала эта девушка, отправилась на рынок, наказав служанке: "Следи за супом и не забудь 'отпугнуть' его вовремя". Девушка не поняла сказанного, но ей было неудобно признаться в этом. И потому, увидев, как начала подниматься пена, она схватила метлу и принялась "пугать" горшок со всех сторон, пока не перевернула его и не залила всю плиту».
«То же самое и с вами, — заметил рабби. — Пытаясь "отпугнуть" дурное начало и себе, вы только сделаете хуже. Следует научиться, как надо снимать пену».

ИСТИННОЕ РАБСТВО

Рабби Ханох говорил: «Истинное рабство сынов Израиля в Египте началось тогда, когда они стали безропотно выносить свои страдания».