Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

«Хасидские истории. Первые учителя»

Раздел:

Автор: Мартин Бубер
Переводчик:
ISBN: 5-93273-215-6
Издатель: Гешарим
Год издания: 2006

В этой книге вниманию читателя представлены хасидские истории, творче­ски переосмысленные Мартином Бубером, а также его статьи о хасидизме. Мы сопро­водили текст Бубера примечаниями и при­ложениями, в которых стремились пока­зать интеллектуальный и духовный кон­текст хасидского учения и дополнить рас­сказы из жизни хасидских учителей извле­чениями из их теоретических трудов.

 

Посмотреть внутри

 

Цель этой книги — ввести читателя в мир легендарной реально­сти. Я называю ее легендарной, потому что дошедшие до нас предания, которым я здесь пытался придать определенную форму, не являются подлинными в том смысле, в каком подлинна хрони­ка. Легенды восходят к восторженным людям, вкладывавшим в свои ис­тории то, что они видели, или считали, что видели, в состоянии религиоз­ного порыва. Некоторые из этих событий действительно имели место, другие просто не могли произойти на самом деле, но возвысившаяся в ре­лигиозном порыве душа воспринимала их как истинную и целостную ре­альность. Вот почему я называю легенды реальностью, реальностью опы­та восторженных душ, реальностью, рождающейся в каждом чистом сердце, не замутненном хитростью и лукавством. Люди, рассказывающие легенды, говорят не о самих себе, но о том, что их волнует. Таким обра­зом, то, что мы узнаем из подобных повествований, — факт не только пси­хологии, но и жизни. Например, случается нечто, что вдохновляет душу, оказывает на нее определенное воздействие; указывая на это воздейст­вие, традиция приводит нас к его причине; связь же между тем, кто вдох­новляет, и тем, кто вдохновляется, — это связь между двумя лицами. Та­кова подлинная легенда, и такова ее реальность.

Герои и вдохновители собранных здесь преданий — это цадики. Данный термин обычно переводят как «праведники», но буквально он оз­начает «те, кто выдержал испытание», или «удостоверенные». Цадики являются лидерами хасидских общин. Те же, кто рассказывает о цадиках, чьи истории образуют основу легендарной традиции, кто вдохновляется, — это хасиды,  «Преданные», или, точнее, «хранители веры», простые члены хасидских общин. Эта книга, таким образом, стремится выразить и документально зафиксировать связь между цадиками и хасидами, и поэтому ее следует воспринимать именно как своеобразное описание жизни цадиков и их хасидов — творческое и вместе с тем документальное.

Оглавление

Предисловие
Введение
Исраэль бен Элиезер, Баал Шем Тов
Барух из Меджибожа
Дов Бер из Межерича, Великий Магид
Авраам Ангел
Пинхас из Кореца и его школа
Йехиэль Михл из Злочева
Зеев Вольф из Збаража
Мордехай из Несхижа
Окружение Баал Шем Това
Менахем Мендель из Витебска
Шмелке из Никольбсурга
Аарон из Карлина
Леви Ицхак из Бердичева
Зуся из Анаполя
Элимелех из Лизенска
Шнеур Залман из Ляд
Шломом из Карлина
Исраэль из Козниц
Яаков Ицхак из Люблина, Провидец
Мартин Бубер. Путь человека по хасидскому учению
Мартин Бубер. Место хасидизма в истории религии
Мартин Бубер. Дополнительные замечания к изображению хасидизма
Биографические сведения о хасидских учителях
Примечания
Моше Идель. Мартин Бубер и Гершом Шолем о хасидизме: критическое осмысление
Разговоры о Бубере
Избранная библиография
Глоссарий
Алфавитный указатель имен

Мартин (Мордехай) Бубер (1878-1965) — один из самых ярких и оригинальных мыслителей XX века, философ и мистик, идеолог и общественный деятель, создатель важного направления современной мысли — философии диалога.

Всю жизнь Мартин Бубер стремился раскрыть миру уникальный мистический опыт хасидизма. Самый значительный его труд на эту тему — «Хасидские истории», первая часть которого представлена в данном издании. Книга учит, что только в диалоге человека со Всевышним раскрывается Божественная реальность и космос приобретает святость. Хасидские истории помогают преодолеть отчуждение между людьми и увидеть Божественный свет, наполняющий повседневную человеческую жизнь.

От автора

В каждой из глав я расположил легенды в биографическом, хотя и не строго хронологическом порядке, поскольку хронологический принцип мог лишь затушевать, а не высветить те аспекты биографии, которые я постоянно имел в виду при составлении книги. Исходя из имевшегося материала, я решил, что гораздо проще давать общую картину, рассматривая разнообразные элементы характера человека и его образа жизни отдельно друг от друга и — когда это возможно — каждый из них в развитии, пока все они не сольются в своего рода духовную биографию. Так, в главе о Баал Шем Тове можно наблюдать следующую последовательность: 1) душа Баал Шем Това; 2) приготовление к служению и откровение; 3) его восторженность и рвение; 4) его община; 5) Баал Шем Тов и его ученики; 6) Баал Шем Тов и его общение с разнообразными людьми; 7) сила видения; 8) святость и чудеса; 9) Святая Земля и искупление грехов; 10) до и после его смерти. Каждый фрагмент расположен на подобающем ему месте, хотя иногда это и нарушает хронологический порядок; кроме того, там, где это представлялось уместным, к легендам прилагаются поучения.

При беглом чтении может показаться, что в книге есть ряд повторений, хотя на самом деле это не так: в каждом подобном случае смысл сюжета или целиком меняется, или приобретает дополнительное звучание. Таково, например, постоянное упоминание о «хасидах Сатаны», то есть лжехасидах, которые присоединяются к истинным хасидам, чтобы разрушить их общину. Внимательный читатель без труда заметит во всех подобных случаях различия в ситуациях и в форме изложения.

Моя работа по пересказу хасидских легенд началась более сорока лет назад. Первыми плодами моей деятельности в этой области стали книги «Сказочные истории рабби Нахмана» (1906) и «Легенды о Баал Шем Тове» (1907). Затем, однако, я отказался от своего прежнего метода работы с устными преданиями на том основании, что посчитал его чересчур вольным. Моя новая концепция о целях и методах работы с легендами воплотилась в книгах «Великий Магид и его последователи» (1921) и «Скрытый свет» (1924). Содержание их почти полностью воспроизведено в настоящей работе, хотя большая ее часть написана уже после моего приезда в Палестину в 1938 году. Этим новым и более совершенным сборником я обязан в первую очередь воздуху Земли Обетованной. Наши мудрецы говорят, что в Палестине сам воздух делает человека мудрым. Меня же эта земля одарила силой начать все заново. Теперь я считаю свою работу над хасидскими легендами завершенной, и эта книга — своеобразный итог моего нового начала.

Мартин Бубер Иерусалим, лето 1946 года


Фрагмент из книги:

ОБЕЩАНИЕ
Говорил рабби Мордехай:  «Кто вкусил со мной субботнюю трапезу, не покинет этот мир, не обратившись к Богу».
НА ЗАРЕ
Однажды рабби Мордехай всю ночь напролет просидел со своими учениками. Когда свет зари осветил небо, он сказал: «Мы не нарушили границ дня. Скорее это день нарушил наши границы, хотя мы и не собирались уступать ему».
МЕРКА
Рабби Мордехай из Несхижа говорил своему сыну, рабби из Ковеля: «Сын мой, сын мой! Не чувствующий за пятьдесят миль болей роженицы, не страдающий вместе с нею, не молящий Бога об облегчении ее мук недостоин называться цадиком».
Младший сын, десятилетний Иц-хак, который впоследствии продолжил служение отца и стал цадиком, слышал эти слова. Уже состарившись, он, рассказывая эту историю, всегда добавлял: «Прошло много лет, прежде чем я понял, почему отец сказал это при мне».