Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Еврейское право

Раздел: История

Автор: Белов, Авраам
Переводчик:
ISBN:
Издатель: Амана
Год издания: 1989

Тема этой книги — история еврейского права, его принципы и источники. Еврейское право можно рассматривать как нормативную часть Устного Учения (Талмуда), которое включает в себя также Агаду — древние сказания и легенды, нравоучительные истории, притчи, мудрые изречения.

Законодательная часть Талмуда вначале не записывалась, она заучивалась наизусть и передавалась от одного поколения к другому. Долгое время существовал строгий запрет на фиксацию ее и широкое изучение. Но уже в пятом веке, примерно 1600 лет тому назад, было разрешено записать Устное Учение, и это аргументировалось, в частности, трудностью запоминания столь огромного материала и опасностью невольных искажений и ошибок при устной его передаче.

Еврейское право регулирует жизнь каждого еврея с того момента, как он просыпается утром, в течение всего дня и всей жизни. Им руководствуются на работе и во время отдыха, в будни и праздники, при радостных событиях и во время скорби. Еврейское законодательство формировало всю жизнь нации, регулировало взаимоотношения внутри общин и отношения евреев с другими народами.

В наше время понятие "еврейское право" включает в себя основные законодательные положения, определяющие отношения между людьми и между гражданами и государством. Важную часть его составляет гражданское право и такие его разделы, как трудовое законодательство, семейные отношения, договоры дарения, договоры получения, договоры купли-продажи, возмещение ущерба и многое другое. В современном еврейском праве мы находим все разделы уголовного права, такие, как имущественные преступления, преступления против личности, преступления против нравственности, государственные преступления и т.д. Наш закон стоит на страже демократии, четко определяет отношения властей и граждан, налоговую политику, весь комплекс вопросов, связанных с обучением и воспитанием молодежи и т.д.

Для еврейского права характерно наличие ряда высших критериев, которые определяли пути законотворчества на протяжении всей нашей истории. Эти высшие критерии нашли свое выражение в таких библейских стихах, как "Не творите кривды в суде; не лицеприятствуй убогому, не угождай великому; по правде суди ближнего твоего" (Левит, 19,15); "И делай справедливое и доброе в глазах Господа" (Второзаконие, 6,18), "Закон один будет для вас и для пришельца и для уроженца земли" (Числа, 9,14) и других в том же роде. В конце второго века глава Синедриона рабан Шимеон бен Гамлиэль подытожил эти указания в известном изречении ("Поучения предков", 1, 18)": "И на трех основах стоит мир — на правосудии, на истине и мире, как сказано (у пророка Зехарьи, 8,16): "По истине и справедливости, ради мира судите во вратах ваших".

В XVIII веке, в преддверьи эмансипации, в еврейском народе произошли серьезные духовные и социальные изменения. Нарушилась внутренняя монолитность нации, часть ее перестала считать для себя обязательным выполнение заповедей и предписаний иудаизма. Были тому разные причины, внешние и внутренние. Этот раскол существует и поныне в самом Израиле и в еврейских общинах диаспоры, и пока не видна реальная возможность его ликвидации в ближайшее время.

В израильском обществе существуют разногласия по ряду правовых проблем, таких, например, как вопросы брака и семьи, а ведь они являются жизненно важными для дальнейшего существования еврейского народа. Серьезные дискуссии ведутся по вопросам Конституции, которая призвана четко определить функции властей, права и обязанности граждан. Из-за разногласий и различного подхода к проблеме до сих пор не удалось договориться по этому важному вопросу.

Но несмотря на отсутствие Конституции, благодаря упомянутым выше основополагающим принципам, в Декларации Независимости Израиля, обнародованной 14 мая 1948 года в Тель-Авиве, говорится: "Государство Израиль… зиждется на основах справедливости и мира, в соответствии с идеалами еврейских пророков. Оно осуществит полное общественное и политическое равноправие всех своих граждан без различия религии, расы и пола. Оно обеспечит свободу вероисповедания и совести, право пользо-ваться родным языком, право образования и культуры". Верховный суд Израиля установил в ряде своих решений, со дня возникновения государства в 1948 году и до наших дней, что равенство перед законом всех людей, свобода личности, свобода слова и печати, свобода выбора рода занятий и другие подобные свободы являются незыблемыми и основополагающими, на них базируется государственный строй Израиля.

Можно смело утверждать, что дух еврейского права и его благородные принципы пронизывают всю судебную практику государтсва Израиль.

Эта книга должна ввести читателя, для которого родным является русский язык, в своеобразный мир иудаизма (еврейской веры) и еврейского права. На иврите она была впервые опубликована в 1973 году в трех томах и выдержала несколько изданий. В 1988 году вышло новое, значительно расширенное издание книги, включающее сейчас четыре тома. Завершается полное четырехтомное издание монографии на английском языке.

Лежащая перед вами книга содержит сокращенный русский перевод лишь первого тома с некоторыми вставками из последующих ивритских изданий. О содержании данного тома было вкратце сказано выше.

ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ
ГЛАВА ПЕРВАЯ
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО ПРАВА (до конца XVIII в.)
I. Введение
II.  Еврейское право живет и служит руководством
к действию
а)  Религиозный и национальный характер еврейского права
б) Еврейская судебная структура и объем судебных полномочий
в) Пути принуждения для исполнения судебных решений     
г) Запрет судебного разбирательства перед нееврейскими судебными инстанциями
д) Арбитраж
е)  "Суды простых людей1''
ж) Критика "судов простых людей'' знатоками Торы
з)  Общее для всех еврейских судебных институтов в противовес нееврейским судебным системам. и) Власть как государственно-правовой фактор и
фискально-общественные отношения
к) Итог
III.  Развитие еврейского права
а) Становление различных областей судопроизводства
б) Развитие галахической литературы в соответствии с требованиями жизни
IV. Общественное руководство как творческий фактор в системе еврейского законодательства
а) Царский суд
б) Еврейская власть в Эрец-Исраэль и в изгнании.
в) Местные еврейские суды
г) Юрисдикция "суда простых людей'
V. Отношения между еврейским правом и
правом чужеземным
а) Взаимовлияние еврейского права и права чужеземного
б)  "Дина демалхута — дина"
VI. Этапы развития еврейского права
а) Два основных этапа
б) Разделение двух основных этапов
ГЛАВА ВТОРАЯ
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО ПРАВА (от конца XVIII в.)
I. Период эмансипации
а) Перемены внутренние (духовные) и внешние (политические)
б) Перемены в отношении к ивриту
в) Перемены в отношении к еврейскому праву.
г) Серьезные предупреждения знатоков Талахи.
д) Ликвидация судебной автономии. Знатоки Талахи смиряются с этим
е) Продолжение еврейской судебной автономии в странах Востока
ж) Последствия ликвидации еврейской
судебной автономии
II. Пора националоного пробуждения
а) Общество "Еврейское право"
б) Еврейский мировой суд
в) Еврейское право в раввинском суде до образования государства.
1. Организация Главного раввината и его намерения в области еврейского права
2.  Порядок судопроизводства и частное право.
3.  Гражданское право в раввинском суде.
г) Религиозное руководство и еврейское право.
д) Еврейское право и иврит до образования государства Израиль
1.  Возрождение иврита как языка повседневного общения
2.  Судьба еврейского права
III. В государстве Израиль
а) Судебная система в Эрец-Исраэль в канун образования государства
б) Проекты обращения к еврейскому праву.
в) Официальное место, отведенное еврейскому праву и языку иврит в государстве Израиль
1.  Параграф 11 Декрета о законодательной, исполнительной и судебной власти от 19 мая 1948 года (5708 года по еврейскому календарю).
2.  Язык иврит
3.  Зависимость от английского права и пренебрежение еврейским правом
г) Реальное место еврейского права в судебной системе государства
1.  Еврейское право в законодательстве
(а) Законодательство, которое базируется
на основах еврейского права.
(б) Законодательство, противоречащее еврейскому праву
(1) Закон о поручительстве 1967 (5727) года.
(2) Закон о дарении 1968 (5728) года.    
(3)  Приведение к присяге свидетелей.  
(4) Срок исковой давности — Limitation of Actions
2.  Независимость закона?
3.  Еврейское право и судебные решения
4.  Частное право
5. Гражданский закон в раввинском суде
д) В каком направлении развивается судебная система нашего государства
1.  Сущность абсорбции еврейского права
2.  Обращение к чужеземным судебным инстанциям
3.  Как следует внедрять еврейское право в законодательство Израиля
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
НАУЧНЫЕ ИЗЫСКАНИЯ В ОБЛАСТИ ЕВРЕЙСКОГО
ПРАВА
I.  Классификация определенных отраслей права и произошедшие в них изменения
а) Классификация отраслей права и их определение.
б) Изменение сущности некоторых отраслей
права
II. Терминология еврейского права и современные юридические понятия
III.  Исследование всех этапов еврейского права
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
ЕВРЕЙСКОЕ ПРАВО, ЕГО ОПРЕДЕЛЕНИЕ И
СУЩНОСТЬ
I.  Термин Галаха
II.  Взаимосвязь между Галахой и Агадой
III.  Термин "еврейское (ивритское) право"
а)  Термины "мишпат" и "дин".        
б)  Термин "иври" (ивритский, еврейский)
IV.  Общее в Галахе "религиозной" и "светской"
а) Единство мышления и общность терминологии.
б) Общность юридических принципов
в) Зависимость "религиозных " указаний от указаний "светских" (юридических)
г) Совместные юридические фикции
д)  Взаимодействие между различными частями
Талахи
1.  Алименты детям
2.  "Уплата долга — мицва"
3.  Обязательства, возникающие вследствие обета, отлучения и клятвы
4.  Сущность судебного решения о разводе
V. Различие между Галахой "религиозной"
и "судебной" — "исура" и "мамона"
а) Право вносить дополнительные условия,
не предусмотренные Торой
б) Запрещенные контракты, заключенные с нарушением религиозных норм
в) Постановления
г)  Обычай
д) Правила принятия решений при "исуре" и "мамоне"
е) Различие между "мамоной1' и "исурой" и "Дина дгмалухта — дина"
ж) Логика как главный источник творчества в области "мамоны".        
VI.  Право и мораль
а) Взаимосвязь между правом и моралью
б)  "Ненаказуем людьми, но наказуем Небесами"
в)  "Тот, кто взыскал…"
г)  "Выполнил свой долг перед Небесами"
д) Понятие "Это не удовлетворяет мудрецов" и другие формы морально-религиозных санкций
е)  "Не по букве закона"
ж)  Право, справедливость и честность
I."По правде суди ближнего твоего"
2.  Справедливость как завершение суда
3.  Высшие принципы справедливости
4.  Суд и справедливость
5.  "Том лев"(чистосердечие)
ГЛАВА ПЯТАЯ
УСТНОЕ УЧЕНИЕ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ПРАВИЛА.
I.  Сущность понятия "Устное Учение"
II. Древность Устного Учения
а) Заповеди сынов Ноя
б) Правовые обычаи до получения Торы
1.  Покупка пещеры Махпела
2.  Ответственность платного сторожа
в)  Тора изменила более древние правовые нормы.
1.  Левиратный брак. История Иегуды и Тамар.
2.  Убийца, ухватившейся за рога жертвенника.
г) Талаха объясняет и завершает Письменное Учение
III.  Слова "Каббалы"
IV.  Галаха, данная Моисею на Синае
V.  "Деорайта" и "дерабанан"
а) Классификация законов — "деорайта" и "дерабанан"
б) Правовые различия, вытекающие из классификации "деорайта" и "дерабанан"
1.  Облегченный подход к применению
законов группы "дерабанан".
2.  "Мудрецы, придавайте своим словам
силу слов Торы"
3.  "Мудрецы, придавайте своим словам
силу, превышающую силу слов Торы"
4.  Судебное применение законов "дерабанан"   
VI. Запись Устного Учения
а) Сущность запрета и его аргументация
б) Когда были записаны первые сборники талмудической литературы
ГЛАВА ШЕСТАЯ
ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НОРМА И ИСТОЧНИКИ
ЕВРЕЙСКОГО ПРАВА
I. Три значения термина "источники права"
II. Фундаментальная норма права
III.  Фундаментальная норма еврейского права
IV.  Источники еврейского права
а)  Официальные (зафиксированные)
б) Исторические       
в) Юридические     
ГЛАВА СЕДЬМАЯ
ПОЛНОМОЧИЯ МУДРЕЦОВ ГАЛАХИ
I. Тора с небес" и "Тора не на небесах"       
II. Недостаточность полномочий сверхчеловеческих
сил для галахических решений
а)  "Пророк отныне ничего не вправе обновлять"     
б)  "Тора дана с ведома мудрецов Галахи"      
в) Суд и справедливость. Когда правое — это левое,
а левое — это правое
г)  "Печь Ахнаи"
д) Разногласия по вопросу о влиянии сверхъестественных сил на установления Талахи. Общепринятое
мнение
III.  Полномочия мудрецов Галахи всех поколений    
IV. Принцип "Галаха — согласно решению
последних"     
ПРИМЕЧАНИЯ
ИНДЕКС
ПРЕДМЕТНЫЙ И ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ
СПРАВКА ОБ АВТОРЕ

Фрагмент из книги:

Начав   с   указателя   к   более,   чем   1050   "Вопросов   и   Ответов"   Гароша,   изданного   в   1965   году,   институт   успешно завершил  составление  указателей  ко  всем "Вопросам  и  Oт ветам" еврейских ученых Испании и Северной Африки (XI -XV вв.)
Чем больше будет издано подобного рода указателей, тем доступенее станут неисчерпаемые сокровища нашей древней правовой литературы.

Когда станет возможным исследование всех судебно-правовых материалов минувших эпох, наши ученые юристы смогут успешно выполнить две задачи, стоящие сейчас перед   ними.   Первая проследить   за   всеми   изменениями, которые произошли в еврейском праве в различных географических центрах диаспоры. При этом должны быть вскрыты экономические и социальные факторы, обусловившие эти перемены. Вторая задача — определить пути абсорбции I самого широкого использования духовного богатства прошлого в современной судебной практике Израиля.

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
ЕВРЕЙСКОЕ ПРАВО, ЕГО ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СУЩНОСТЬ


Еврейское право — неотъемлимая часть Галахи. Прежде, чем мы приступим к изучению сущности еврейского права, попытаемся глубже разобраться в значении термина "Га-лаха" и в его содержании.

I. Термин "Галаха"
Термин "Галаха" имеет несколько значений. В самом широком и наиболее распостраненном смысле слово "Галаха" — это нормативная часть Устного Учения, т.е. Талмуда. В этом значении термин "Галаха" противостоит термину "Агада", которым определяют мудрые изречения, моральные сентенции и нравоучения, легенды и сказания талмудической литературы.
Галаха охватывает все указания Талмуда, все законы и правила, определяющие отношения между Богом и людьми и людей между собою.
Источник   термина   "Галаха" слово "галах" (шел, ходил). По определению Натана бен рабби Иехиэля Римского, это "нечто такое, что в ходу у евреев испокон веков и до конца, или то чем руководствуется народ Израиля".

В Барайте говорится: "Так поучают в ешиве рабби Элия-гу: каждому, повторяющему Галахот, обеспечено место в мире грядущем, ибо сказано: "Пути Его вечны" (пророк Хавакук, 3, 6). Не    следует читать буквально "галихот" ("пути"), а переосмысливая "галахот" ("законы", "постановления", "предписания")67.

Нам кажется, что в этом фрагменте дано самое правильное (в лингвистическом плане) объяснение  термина "Галаха".

В талмудической литературе в течение веков к нему прибавилось несколько дополнительных значений. В иных случаях "Галаха" означает также окончательное решение обсуждаемого галахического вопроса (в таких случаях мы нередко читаем: "Галаха" — в соответствии с имяреком").

Иногда термин "Галаха" обозначает не содержание и сущность закона, а лишь внешнюю, так сказать, литературную форму его, а слово "Галахот" —  это сборник различного рода предписаний, причем не только  юридических но и других, скажем, медицинских.

II. Взаимосвязь между Галахой и Агадой Как уже отмечалось выше, термин "Галаха" включает в себя лишь нормативные понятия, ненормативные же относятся к сфере "Агады". Но между Галахой и Агадой существует постоянная тесная взаимосвязь.

Значительная часть Агады предстает перед нами в облике философии Галахи, в качестве материала, поясняющего и мотивирующего ее. Эти аргументы, мотивы и доводы рассеяны по всем необъятным просторам талмудической Агады. Их можно обнаружить и в связи с сугубо юридическими нормами, и в тех разделах, где говорится об обязанностях человека перед Всевышним. Более того, в некоторых случаях сами юридические нормы были установлены на почве агадических материалов.

Эта взаимосвязь прослеживается не только в талмудической литературе, где Галаха и Агада тесно соседствуют и сплетаются между собою подчас текстуально, но и в постталмудической    литературе, где существует более строгое разграничение между этими двумя главными элементами Устного Учения. И в это время Агада продолжает выполнять роль аргумента и питательной почвы для разных законов, базирующихся на еврейском праве.
Поучительным примером этого могут служить Ответы двух выдающихся знатоков Галахи. Вкратце остановимся на них.
Когда, начиная с десятого века и далее, начала заметно возрастать сила внутриобщинных властей, и ощутимо увеличились их полномочия, возникла проблема отношений большинства и меньшинства: вправе ли большинство навязывать свою волю меньшинству, которое не согласно с ним, и заставить его повиноваться?

С течением времени возник еще один принципиальный вопрос: следует ли учитывать качественный фактор при подсчете голосов? Иначе говоря, все ли голоса имеют одинаковый вес? Можно ли приравнять голос бедняка к голосу богача?..

В Талмуде этот вопрос вообще не подвергался обсуждению, а среди знатоков Галахи наблюдались разные подходы к решению этой проблемы.

В середине XVII века такой вопрос был поставлен перед Менахемом-Мендлом Крохмалем — одним из выдающихся представителей ашкеназийских еврейских общин. Группа знатных граждан утверждала, что не всем налогоплательщикам следует предоставлять право голоса, а лишь тем из них, "которые вносят значительные суммы, так как именно они финансируют расходы на основные нужды общины; и как можно согласиться с тем, чтобы мнение бедняка было приравнено к мнению богача?"

Им была противопоставлена другая точка зрения также людей почтенных и уважаемых: "массы бедняков завопят… Как можно лишить их прав, когда они исправно платят налоги и вносят свою долю? И хотя богатые вносят значительно больше, им, беднякам, много труднее внести свою скромную долю, чем богачам — свою68".