Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Еврейский мир

Раздел: Иудаизм

Автор: Раби Йосеф Телушкин
Переводчик:
ISBN:
Издатель:
Год издания:
Купить Еврейский мир на jewish-book.ru 20 USD
Купить Еврейский мир на jewish-book.ru 29.5 USD

Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии

Этот обширный труд принадлежит перу авторитетного в США и во всем мире ортодоксального раввина, профессора "Иешива Юниверсити" Йосефа Телушкина. Книга содержит систематизированный свод основных знаний о еврейской религии, истории и общественной жизни с древнейших времен и до начала 90-х. Она состоит из 15 частей, в которых собраны около 350 новелл небольшого размера, охватывающих практически все стороны еврейской жизни. Вот некоторые из их названий: "Библия", "Современный период. Западная и Восточная Европа", "Сионизм и Израиль", "Антисемитизм", "Еврейские книги", "Круг жизни" и т.д.

Фактически перед нами -мини-энциклопедия, написанная сжато, живо и доходчиво и составленная с расчетом на читателя, который хочет получить представление о том, кто же такие евреи. Она создавалась р. Телушкиным как пособие для американских евреев, многие из которых настолько ассимилировали, что забыли о важнейших событиях еврейской истории и еврейских обычаях. Как пишет в предисловии к книге сам р. Телушкин, "они скорее могут рассказать Вам о трех ипостасях христианской Троицы, чем объяснить свое понимание еврейских мицвот-Они знают, что Колумб открыл Америку в 1492-м, но не помнят, какое событие потрясло весь еврейский мир в тот же год".

Однако очень скоро труд р. Телушкина оказался востребован весьма далеко от границ США. Книга, вмещавшая в себе знания нескольких десятков огромных томов, оказалась незаменимым пособием на постсоветском пространстве, где к моменту падения коммунистического режима еврейское население было практически полностью оторвано от своих корней, а литературы, удовлетворившей бы запросы неофитов, просто не было — имевшиеся на русском языке книги были либо изданы более 100 лет назад, либо предназначены для читателя, хоть что-то знающего о еврействе кроме того, что оно существует. Энциклопедичность и одновременно популярность изложения обеспечили книге р. Телушкина фантастическую популярность в России и странах СНГ.

Семен Чарный

Фрагмент из книги:

ХРАМ / БЕЙТ ГАМИКДАШ
Главным достижением царя Шломо стало возведение в Иерусалиме великолепного Храма (Бейт гамикдаш). Его отец, царь Давид, еще раньше хотел соорудить Б-гу большой храм — место постоянного хранения Ковчега завета со скрижалями Десяти заповедей. Однако Б-г воспротивился этому. «Не строй дома для имени Моего, ибо человек воинственный ты, и кровь проливал ты», — сказал Б-г Давиду (Млахим I, 28:3).
Согласно описанию Библии, Храм Шломо имел примерно 60 метров в длину, 30 метров в ширину и 20 метров в высоту. Царь не жалел денег на сооружение Храма, заказав у Хирама, царя Тира, драгоценный кедр, и велел выложить фундамент Храма из огромных блоков обтесанного камня. Все подданные Шломо были обязаны отработать на этом строительстве, за которым надзирало около 3300 чиновников. Шломо вошел в столь тяжелые долги, что расплачиваться с Хирамом ему пришлось двадцатью галилейскими городами.
Когда Храм был наконец завершен, Шломо открыл его молитвой и жертвоприношением и даже призвал войти туда и помолиться неевреев, прося Б-га принять их молитвы: «Дабы знали все народы земли имя Твое, дабы боялись Тебя, как народ Твой, Израиль, и дабы знали, что именем Твоим называется дом этот, который я построил» (Млахим I, 8:43).
До того как Храм был разрушен вавилонянами спустя примерно четыреста лет (в 586 г. до н.э.), основной формой Б-гослужения здесь были жертвоприношения. Через семьдесят лет на том же месте был отстроен Второй Храм, и жертвоприношения возобновились. В I в. до н.э. царь Гордус (Ирод) значительно расширил этот Храм. Второй Храм был разрушен римлянами в 70 г. н.э., после подавления ими Великого восстания.
Хотя величественный Храм Шломо был богато украшен, самое важное его помещение было почти пустым. Известное как Святая святых (Кодеш кодашим), оно хранило две скрижали Десяти заповедей. К сожалению, скрижали бесследно исчезли, когда вавилоняне разрушили Храм, и в период Второго Храма Святая святых пустовала. Только раз в году, на Йом-Кипур, сюда входил первосвященник и молился Б-гу от имени всего Израиля. Монолог хасидского раби из пьесы «Диббук» передает смысл того, о чем евреи некогда молились в Храме и что чувствовали во время этой молитвы:

«Б-жий мир велик и свят. Самая святая страна в мире — страна Израиля. В стране Израиля самый святой город — Иерусалим. Самым священным местом в Иерусалиме был Храм, а наисвятейшим местом в Храме — Святая святых…
Семьдесят народов есть в мире. Самый святой народ — народ Израиля. Самое святое из колен Израиля — левиты. Среди левитов самые святые — коганим. Среди священников самый святой — первосвященник…
В году 354 дня (лунный год). Из них самые святые — праздники. Выше них — святость субботы. Среди суббот самая святая — День искупления, Суббота суббот…
В мире семьдесят языков. Самый священный — еврейский. Святее прочего на этом языке — святая Тора, а в Торе самое святое — Десять заповедей. В Десяти заповедях святейшие слова — это имя Б-га…
И раз в год, в определенный час, эти четыре высшие ценности мира соединяются друг с другом. Это Йом-Кипур, когда первосвященник входит в Святая святых и там произносит имя Б-га. И поскольку час этот безмерно свят и почитаем, это и час наибольшей опасности не только для первосвященника, но и для всего Израиля. Потому что если в этот час, избави Б-r, в голове у первосвященника возникнет ложная или грешная мысль, весь мир будет разрушен…»
До сих пор ортодоксальные евреи трижды в день молятся о восстановлении Храма. В то время, когда Страной Израиля правили мусульмане, на месте еврейского Храма были построены две мечети. Сооружать мечети на святых местах других религий — давняя практика мусульман. А поскольку любая попытка разрушить эти мечети вызовет исламскую войну (джихад) против Израиля, Храм может быть восстановлен лишь с приходом Машиаха.