Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Еврейские вопросы. Выпуск 2. Миропонимание иудаизма

Раздел: Иудаизм

Автор:
Переводчик:
ISBN:
Издатель: Иерушалаим
Год издания: 1997

Диалоги

Возможен ли философский подход к изучению иудаизма?
Откровение и разум — антагонизм или единство?
Б-жественное откровение и его формы.
Сущность веры.
Брошюра 2, Выпуск первый.

Это Брошюра 2. Выпуск первый — из серии брошюр "Еврейские вопросы". Каждая брошюра имеет свой номер, когда разойдётся её тираж, выйдет в свет второй выпуск, в котором на вкладыше будут даны дополнения к первому выпуску, исходя из писем читателей, а также сами эти письма.
Предлагаемая вашему вниманию Брошюра 2 состоит из четырёх диалогов. Именно диалогов, а не диспутов, ибо собеседники — не противники, в споре отстаивающие каждый свою позицию, а именно собеседники, желающие вместе разобраться в интересующих их проблемах. И то, что один из них только лишь вступает на "минное поле" новых и нелёгких для него проблем, а второй прошёл по этому полю значительную часть пути, — даёт возможность вести продуктивный диалог.
Естественно, диалоги никак не претендуют на исчерпывающую полноту и всесторонность раскрытия поднятых проблем: они сложны и фундаментальны. Тех читателей, у кого возникнет желание получить дополнительную информацию, просим обратиться к нам, тогда мы свяжемся с вами и совместно решим, как и когда удовлетворить ваши вопросы.

Фрагмент из книги:

А. В последнее время я всё чаще и чаще задумываюсь над вопросами, которые раньше меня совсем не волновали. То, что я — еврей, до сих пор означало для меня лишь некую случайность: просто я родился в еврейской семье. Мои родители тоже не придавали особого значения факту своего еврейства. Моя профессия — математика, я занимаюсь математическими моделями в физике. Всю жизнь я имел дело исключительно с фактами и мыслил строго логически и конкретно. Тем более удивительно, что сейчас мне не дают покоя проблемы, выходящие за пределы физических понятий, проблемы, скорее, мистического характера. Я хотел бы понять, что значит для меня моя национальность как в широком, так и в практическом, повседневном смысле.
Вы — религиозный человек, и в то же время вы — ученый, то есть мыслите теми же категориями, что и я. Поэтому я решил обратиться к Вам. Не поможете ли Вы мне избавиться от этих беспокойных мыслей?
Б. Сказать по правде, я очень рад этому разговору. Дело в том, что в своё времяя чувствовал себя примерно так же, как Вы. Меня тревожили те же вопросы. Я стал искать ответы на них в иудаизме и, прежде всего, понял, что от этих, как Вы сказали, "беспокойных мыслей" совсем не нужно избавляться. Наоборот, чем больше вдумываешься в эти проблемы, чем больше и глубже познаёшь иудаизм, тем спокойнее становится на душе. И кроме того, эти занятия дают огромное интеллектуальное наслаждение.
А. Не хотите ли Вы сказать, что иудаизм можно изучать как науку, как, например, физику или биологию?
Б. Нет, иудаизм — не наука. Иудаизм основан на том, что принято называть религией.
А. Давайте определим понятия. Что Вы имеете в виду, говоря: "иудаизм — не наука, а основывается на религии"? Является ли иудаизм религией в том же смысле, что и христианство? Существует ли теология иудаизма, подобно теологии христианства? Вопросов множество.
Б. Это естественно. Попытаемся разобраться с первым из них. Почему я сказал, что иудаизм основан на том, что принято называть религией? Он не является религией в том же смысле, что и христианство.