Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Еврейские вопросы. Выпуск 1

Раздел: Иудаизм

Автор:
Переводчик:
ISBN:
Издатель: Мили
Год издания: 1996
Выпуск первый из подготовленной серии брошюр "Еврейские вопросы". Каждая брошюра имеет свой номер, когда же разойдётся её тираж, выйдет в свет второй выпуск, в котором на вкладыше будут даны дополнения к ответам, исходя из писем читателей, а также сами эти письма и, возможно, новые сообщения.

Для брошюр мы отбираем вопросы и проблемы, которые, на поверку, интересуют большинство олим. Составленные ответы даём разным группам олим и просим высказать и обосновать свои мнения и пожелания, на их основе вносим дополнения и изменения и решаем, в какой форме дать ответ.

Поставленные вопросы сложны и фундаментальны, каждому из них посвящены книги. Мы вынуждены отвечать кратко, что, естественно, вызывает неудовлетворение, которое может продуцировать желание получить дополнительную информацию, -за ней, пожалуйста, обратитесь к нам, тогда мы свяжемся с вами и совместно решим, как и когда удовлетворить ваши запросы.

Помещённый в брошюре Словарь имён и терминов даёт краткие их пояснения, и мы с благодарностью примем ваши просьбы расширить и уточнить приведённые сведения или включить в словарь другие имена и термины из текста брошюры.

Оглавление

Прежде мы знали слово "Библия",
здесь узнали слово "Тора".
Тора чем-то отличается от Библии?
Физика нужна, чтобы познавать природу.
Медицина — чтобы лечить людей.
Зачем нужна религия?
Какую пользу она приносит человеку?
Наука против Торы? Тора против науки? Или они могут сосуществовать?
Зачем мне оставаться евреем?
Кому это нужно?
Что такое Десять заповедей?
Что плохого в моей женитьбе на нееврейке?
Разве иудаизм не признаёт всеобщее
братство людей?
Какую роль играют женщины
в еврейской религиозной жизни?
Почему женщины в синагоге находятся на особой галерее?
Зачем нужно обрезание?
Если Б-г избрал нас Своим народом,
почему мы так гибнем здесь, в Эрец Исраэль?
Можно ли в наше время верить, что Ева (Хава) съела яблоко и от этого произошло столько несчастий?
Правда ли, что 9 Ава евреи отказались идти
в Эрец Исраэль? Как такое могло произойти?
Словарь имён и терминов

Фрагмент из книги:

Наука против Торы?
Тора против науки?
Или они могут сосуществовать?


"И сотворил Б-г человека подобным Себе, подобным Б-гу сотворил его; мужчиной и женщиной сотворил их. И благословил их Б-г, и сказал им Б-г: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте Землю, и овладейте ею, и покорите рыб морских и птиц небесных и всех животных…" /Брешит 1:27,28 /.


Так определяет Тора назначение, миссию, цели и задачи жизни человечества в этом мире. "Подобным Себе" сотворил Б-г людей — наделёнными Его душой (нешама), благодаря которой можно при жизни духовно подниматься и "прилепиться" к Нему; обладающими свободой выбора жизненного пути и несущими ответственность за этот выбор. Поэтому, давая людям благословение, наставление, Б-г не только велит им как всему живому /Брешит 1:22/, "плодиться, размножаться и наполнять Землю", но также и "овладеть ею", и "покорить"всё живущее на ней.

Такова Его воля, и наш долг ее выполнять: овладеть всеми богатствами Земли — на пользу себе, для служения Ему.

Разумеется, чтобы пользоваться всем, сотворенным Б-гом на нашей планете, необходимо, прежде всего, познать существующее: развить науку во всех её отраслях, а для использования — технику и технологию, притом заботливо охраняя полученное нами богатство. Ясно, чем глубже мы познаём законы, по которым создана и существует вселенная, — законы природы, чем точнее, осторожнее, ответственнее мы ведём себя и в научном поиске, и в использовании полученных данных, — тем лучше мы выполняем своё предназначение.

Тора требует познания природы — как теоретических знаний, так и практических, технологических. Практические знания могут помочь нам в "овладении" миром, в сохранении жизни — духовной и материальной.

Всевышний даровал нам два творения: Тору и этот мир. Тора раскрывает нам волю Творца во всём, что касается нашей жизни в этом мире, а этот мир даёт нам в руки материалы и орудия для осуществления этой воли.

Так же, как для воспитателя недостаточно определить цели, но необходимо знать соответствующие данной цели средства и орудия для её достижения, так и еврею необходимо познать этот мир, чтобы жить в нём жизнью Торы — счастливо и с пользой.

Поэтому наука  — часть иудаизма, еврейского образа жизни.

Тора рассматривает человека как руководителя мира и как уполномоченного беречь его. Это означает, что мы, прежде всего, ответственны перед Владыкой мира за всё, что мы в этом мире совершаем. Мы не смеем портить в нем ничего: ведь любая порча — по произволу, легкомыслию, безалаберности — это причинение ущерба достоянию Творца, это первый шаг к бунту против Него. Наши благословенной памяти мудрецы установили специальные таканот (постановления, побуждающие активнее изучать и ревностнее выполнять законы Торы) против опасности причинения подобного ущерба.

Законы Торы и таканот наших учителей воспитали в еврее особенное отношение ко всему сотворенному, и в каждом создании он видит сотрудника в служении Всевышнему. Поэтому соблюдающие Закон евреи-учёные бережно относятся к законам природы, к пользованию ими: ведь законы эти — ограничения, определяющие наши взаимоотношения с каждым созданием в мире, предотвращающие растранжиривание богатств Вселенной, ведущее к их гибели. Осторожный, бережливый уход за этими богатствами — наилучшая основа для любых научных экспериментов и для сохранения окружающей среды.

Наука не имеет моральных критериев, её суть — познание и создание нового. Моральным критерием должен обладать человек, работающий в науке, чтобы определять пути и методы познания и возможность либо невозможность пользования созданным, то есть он обязан предусмотреть все возможные последствия нового открытия, чтобы, упаси Б-г, оно не принесло несчастья, иной раз непоправимого.

С понятием "научный и технический прогресс" нужно быть чрезвычайно осторожным: "Все прогрессы реакционны, если рушится человек".

Верующий еврей видит науку как очень важное орудие для осуществления своего назначения в мире, замечательный инструмент, но только лишь инструмент, помогающий ему исполнить его миссию в мире наилучшим образом. Пока наука выполняет соответствующую ей роль, она является жизненно важным орудием прогресса. Но когда она пытается сбросить Тору с её престола, наука превращается в орудие уничтожения. Перефразируя известную мысль Канта: "В каждом знании столько истины, сколько математики" [как средства достижения объективности в науке], можно сказать, что в каждом научном открытии столько пользы, сколько Торы в душе учёного.

Наука ограничена разумом человека, пространством и временем. Тора беспредельна, она вне пространства-времени ,как Тот, Кто ее создал.

Тора и наука призваны взаимодействовать, ибо лишь так можно достичь полноты, гармонии мира: когда Тора утверждает предназначение, а наука предоставляет средства для его достижения. "И если каждый человек… видит добро [Раши*: Тору и мицвот] во всяком своём труде, это дар Б-жии/ Когэлет 3:13/.