Учебник для 8–10 классов еврейских школ с преподаванием на русском языке. Под редакцией проф. Г. Брановера в двух томах эту книгу можно было бы назвать «первое знакомство с еврейской традицией». первоначально она предназначалась для преподавания в старших классах русскоязычных еврейских школ. впоследствии пособие было переработано и сегодня может быть использовано как вводный курс для всех желающих ознакомиться с основами еврейской традиции. ОГЛАВЛЕНИЕ Том 1ПРЕДИСЛОВИЕ редактора- Что такое еврейская традиция?
- Еврейский народ
- Основные периоды еврейской истории
- Дарование Торы. Заповеди
- Главные книги еврейской традиции
- Синагога и молитва
- Земля Израиля
- Принципы РаМБаМа
Том 2Острова во времени
- Суббота
- Еврейские праздники и памятние дни: идеи, общие правила и законы
- Еврейский календарь
- Песах
- Между праздниками Песах и Шавуот
- Шавуот
- Меж теснин
- Дни покаяния, суда и искупления
- Сукот
- Ханука
- Десятое тевета
- Ту-Бишват
- Пурим
- Приложение. Дополнительные вопросы и задания
- Список рекомендуемой литературы на русском языке
Фрагмент из книги:дни и праздники, установленные пророками и мудрецами Талмуда. Они напоминают нам о героизме и верности, о спасении и чудесах. Это — знаменательные даты в жизни нашего народа: праздник Ханука установлен в честь восстания Хасмонеев против осквернителей Торы; праздник Пурим — в память о чудесном спасении нашего народа от истребления. Существуют также особые дни, в основе которых лежат события менее масштабные, чем события главных праздников, но и они несут в себе память о жизни в Стране Израиля в давние времена.
2.2. Особенности еврейских праздников
Сказано в Торе: «Праздники Б-га, которые вы должны называть священными собраниями, вот праздники Мои: шесть дней будет совершаться работа, а в седьмой день суббота покоя, собрание священное, никакой работы не делайте» (Ваикра, 23:2,3). Мы видим, что о праздниках здесь говорится одновременно с субботой. На этом основании наши мудрецы заключают, что святость праздников приравнена к святости субботы.
Праздник освящается благодаря соблюдению трех условий: почитанию праздника, наслаждению и веселью празднующих.
Для почитания праздника к нему усердно готовятся. Нужно привести в порядок дом, накрыть праздничный стол и, наконец, самим настроиться на особый лад. Все это напоминает подготовку к субботе. В честь праздника зажигают праздничные свечи так же. как в честь субботы, но текст благословения здесь несколько иной — он соответствует данному празднику.
Наслаждение праздника заключается в торжественных трапезах, которые проводят за красиво накрытым столом, уставленным праздничными блюдами, причем для каждого праздника принято готовить специальные, именно для него предназначенные блюда. Однако в отличие от субботы в праздник устраивают не три, а две трапезы: после вечерней молитвы (напомним, что, согласно еврейской традиции, день начинается с наступлением ночи) и днем — после утренней. Перед каждой трапезой совершают «Кидуш» и произносят благословение на хлеб — так же, как в субботу, хотя текст «Кидуша» иной, соответствующий данному празднику.
Встречая праздник, мы произносим дополнительное благословение «Шегехеяну»: Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка Вселенной, Который даровал нам жизнь, и поддерживал ее в нас, и дал нам дожить до этого времени!
Принято, что женщины произносят это благословение при зажигании праздничных свечей, мужчинам же следует произнести его после «Кидуша», перед тем, как выпить вино.
Праздничное веселье — это заповедь Торы, как сказано: «И радуйся в праздник твой» (Дварим, 16:14). Рамбам писал: радость должны ощущать и глава семьи, и все домочадцы — каждый по-своему. Дети получают орехи и сладости, женщинам следует купить (конечно, исходя из возможностей главы семьи) наряды и украшения, а мужчины будут есть мясо и пить вино.
Природа человека такова, — считают наши мудрецы, — что точно так же, как он нуждается в пище, сне и отдыхе, он время от времени нуждается в радости. Но трудно радоваться в одиночку, гораздо лучше это делать всем вместе. «И радуйся пред Б-гом, Всесильным твоим, ты, и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и рабыня твоя, и левит, который во вратах твоих, и пришелец, и сирота, и вдова, которые в среде твоей» (Дварим, 16:11).
На праздник следует приглашать гостей, особенно тех, кто по каким-либо причинам нуждается в поддержке. Рамбам пишет, что если в праздник человек запирается у себя дома с домочадцами и не приглашает бедного или того, кто из-за своих переживаний не в силах веселиться один, то такой праздник — не исполнение заповеди, а чревоугодие.
|