«Еврейская чертовщина»

Раздел:

Автор: Меир Бадхен (Левинов)
Переводчик:
ISBN: 5-93273-241-5
Издатель: Гешарим
Год издания: 2006

«Еврейская чертовщина» – книга о нечистой силе в еврейской традиции и в народном восприятии. Отношение к этой стороне мира – еще одно зеркало, в котором можно лучше разглядеть и понять характер нации. Еврейские черти – не чета всяким инонациональным демонам, крупным и мелким бесам. У них и генеалогическое древо попышнее, и назначение повыше, и поведение пооригинальнее. Нечистая сила таинственна и непредсказуема для обычного человеческого разумения, но отлично вписывается в предустановленную Творцом картину мира и знает свое место в ней. Она может пакостить людям, а может, и помогать им – если слушаться мудрецов и знать, как себя с ней вести. Обо всем этом автор книги рассказывает увлеченно и заразительно, сочетая эрудицию с юмором, талмудическую культуру дискуссии с народной смеховой культурой, благочестие – с соленым анекдотом.

Содержание

Общие сведения. Введение 5
Способ существования 71
Места обитания 91
Связи с чертями 159
Рождение и смерть 191
Духи 199
На службе у людей 211
Хулиганы 267
Словарь 307

Фрагмент из книги:

Вторым признаком внешнего облика чертей является то, что они лысы. Но относительно плешивости чертей, притворяющихся людьми, в источниках существует изрядная путаница. Никто не утверждает, что они совершенно лысы. Наоборот, как благородные мужи они весьма волосаты телом. Не зря одно из их имен на иврите Сеир, в переводе на русский язык — «волосатик». Но вот голова у них лысая...

Ой, опять не так: говоря о плешивости чертей, мы обнаруживаем, что лысина — характерная особенность чертовки, а не черта.1 У чертей есть волосы, правда, только на голове, а вот бороды и волос ниже нет. Например, такой уважаемый автор, как р. Авраам Пинсо2, рекомендует при подозрении, что перед вами черт-мужчина, проверить, есть ли у него волосы под мышками и на срамном месте, а если у явившегося подозрительного типа есть борода, то можно просто успокоиться — это точно человек А вот в рассказе, дополняющем книгу Рут3, говорится, что Боаз, когда обнаружил ночью около себя непонятно откуда взявшуюся женщину, «...ощупал ей голову, сказав: у духов нет волос». Выяснив, что волосы на месте, он приступил к расспросам: «Кто ты, девушка?» То есть наличие волос на голове у женщины доказывает, что перед нами не чертовка, а настоящая девушка.

1      Зогар Бер 546.
2      Респонса Эзрат Мицар 5 5.
3      РутРаббаб:!.

И опять что-то не то. Потому как демоны сладострастия — их называют лилиты — имеют на голове вполне приличную шевелюру, именно этим можно объяснить филиппику против женщин: «Они волосаты, как лилиты»1. Впрочем, если вспомнить родословную лилит, то наличие у них волос выглядит вполне естественно.

А вот в багдадской истории описываются черти, волосатые по всему телу, с шерстью даже на ногах. Весь приводимый здесь противоречивый набор - на самом деле по всем пунктам вполне честные свидетельства видевших их людей. Просто те, кто их записали, не оговорились, что есть несколько пород чертей, а потому дать одно сквозное описание всех их невозможно. К тому же мы же говорим о случаях, когда черти пытались принять какой-то облик, доступный взору людей, что для чертей несколько сложно. А обычно они, как мы уже сказали в самом начале, - просто невидимы.

Наверное, правильно все же начать не с описания их внешнего вида, а с перечисления пород и кланов чертей, с их родословной во всех разветвлениях генеалогического древа, да и вообще с того, кто и откуда взялся.

Откуда черти взялись. Начало родословной


Первый ответ на вопрос, откуда взялись черти, с легкостью вспомнит любой еврейский мальчик, которому довелось читать Пиркей Авот. Пиркей Авот - это такой специальный трактат Талмуда, куда собраны всякого рода афоризмы и высказывания мудрецов Талмуда древности. Традиционно этот трактат читают по субботам после праздника Песах, а потому всякий еврей основные афоризмы оттуда знает. Правда, мы начнем с другой цитаты, а именно, с источника, откуда взял свое суждение трактат Авот

«Рабби (Иегуда, га-Наси, составитель Мишны) говорит: "Сотворил Всевышний души чертей, и уже собирался сотворить им тела, но тут началась Суббота, и не сотворил. Отсюда ты учишь, как правильно себя вести: если у человека в руке дорогая вещь или жемчужина, то с наступлением Субботы — отбрось ее, ведь Тот, Кто сказал: «Да будет мир», когда был занят творением, создал их души, и уже собирался создать им тела, но тут наступил день святой Субботы, и не создал1"».

1 Берешит Рабба 7:5. Для умников (нормальные люди на это замечание могут не обращать внимания) сообщаю: в данном случае Мидраш Рабба просто цитирует древний первоисточник

Оставим в стороне соображение по поводу того, что если Всевышний прекратил созидательную деятельность с наступлением святого Субботнего дня, то уж тем более человеку следует прекратить всякую созидательную деятельность в момент наступления дня святой Субботы. Мысль ценная, важная и интересная. Хотя нам придется признать, что причины, которыми руководствовался Всевышний, отложив сотворение чертей на последний момент и не создав их до конца, несколько шире, чем приводимая мораль.

Нас здесь в первую очередь интересует именно упоминание того, что черти созданы Всевышним, причем в рамках нормального творения мира. Иными словами, черти — это не случайность в мире, черти не возникли в результате волевого действия какой-то там силы, противостоящей Всевышнему. Они возникли по воле Того, Кто «создал мир в соответствии с желанием своим», то есть — черти абсолютно легитимные твари, имеющие такое же право на существование, как и люди, животные, птицы и прочие.

Знание первоисточников немедленно требует признать еще один немаловажный факт: черти не родственники ангелов. То есть вообще не родственники, ни с какой стороны. По крайней мере, если мы говорим о той ветви чертового рода, о которой ведет речь р. Иегуда г а-Наси. Дело вот в чем: о времени создания ангелов в талмудической литературе ведется спор между двумя крайне уважаемыми авторитетами. По мнению р. Йоха-нана, ангелы были сотворены на второй день Творения, а по ряду других мнений, в том числе верного друга-соперника р. Йоханана Рейш-Лакиша1 — на пятый день. Аргументы в споре каждой из сторон достаточно просты, а мысль, стоящая за ними, еще проще: слово «ангел» на иврите (а впрочем, и в греческом язык тоже) означает просто «посланник». Это слово в Писании может относиться в равной степени и к людям, и к ангелам. Скажем так ангелы — это посланцы Всевышнего. По мнению Рейш-Лакиша, если не к кому посылать, то ...

1 Удивительная пара. р. Йоханан рано осиротел, но родители оставили ему некоторое имущество, которое он постепенно проел. В какой-то момент он решил бросить учебу и с другом отправиться на заработки. По дороге подслушал разговор ангелов, из которого понял, что его судьба связана с учебой, и вернулся в академию. Рейш-Лакиш тоже из хорошего, но обедневшего дома. Некоторое время учился, а потом решил зарабатывать на жизнь экстремальным спортом тех времен — стал гладиатором. Однажды они встретились, и р. Йоханан уговорил друга детства вернуться в академию. Вот они и стали и родственниками (Рейш-Лакиш женился на сестре р. Йоханана), и друзьями-соперниками по учебе, вместе возглавляли Тиверианскую академию. Рядом, наверное, представляли удивительную пару: редкостный красавец р. Йоханан и здоровяк Рейш-Лакиш.


Вам понравился этот материал?
Участвуйте в развитии проекта Хасидус.ру!

Запись опубликована в рубрике: .