Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

«Евреи, Бог и история»

Раздел:

Автор: Макс Даймонт
Переводчик:
ISBN: 978-5-93273-301-2
Издатель: Гешарим
Год издания: 2009
Эта книга, посвященная истории еврейского народа, рассматриваемой как часть мировой истории, во взаимодействии с крупнейшими культурами четырех тысячелетий, вплоть до конца XX столетия, стала международным бестселлером и неоднократно переиздавалась как в оригинале, так и в переводе на русский язык. Она полюбилась читателю своим темпераментным, ярким, увлекательным и воодушевляющим изложением, способным увлечь и внушить национальную гордость и исторический оптимизм.

Макс Даймонт рассказывает о еврейской истории в форме, приемлемой для нерелигиозного читателя, в то же время не поступаясь высоким религиозным смыслом, пронизывающим каждую страницу этой истории и неразрывно с нею связанным. Излагая отдельные факты, события, идеи, рассказывая об исторических личностях, автор не упускает из вида всю еврейскую историю в целом как фон, на котором развертывается повествование. Он позволяет читателю не только ощутить трагизм и величие отдаленных событий, но и осознать смысл этих событий в их целостной исторической связи.

В итоге создается масштабная картина «приключений еврейского духа», величия и иронии еврейской «человеческой комедии».

Оглавление


От издательства
Предисловие к русскому изданию
Введение
Это произошло один-единственный раз в истории!
I. Портативный Бог
1.Великое видение
2. Несговорчивый пророк
.5. Судьи, цари и узурпаторы
4.Религия в упаковке
II.  Эпоха «апикорсим»
5. Очаровательная и соблазнительная культура
6.  Борьба, закончившаяся поражением
7. Рим, цезаризм и восстание
8. Заколоченный гроб
9. Победоносное слово
10.  «Новый курс» для диаспоры
III. Моисей, Иисус и Цезарь
11. Мессия и его апостол
12. Церковь-победительница
IV. Незримый мир Талмуда
13. Аристократические иешивы
14. Талмудический библиосклероз
V.  Мухаммед, Аллах и Элохим
15. История совершает паломничество в Мекку
16. Еврейский ренессанс под знаком полумесяца
17. Возникновение и закат еврейского протестантизма
VI. Государь и желтая звезда
18. Крестовые походы, возрождение, реформация
19. Симфония насилия
20. Желтый знак доблести
21. Капиталист из гетто
22. Каббала и кинанхора
VII. По волнам новейших «измов»
23. «Анатомия» эмансипации
24. Репетиция расизма
25. Новое просвещение
26. Восточная Европа: новый гуманизм
27. Соединенные Штаты: Новый Вавилон
28. Убийцы в коричневых рубашках
29. Воля к победе: от возникновения сионизма
до создания государства Израиль
VIII. Эпилог: культурная мозаика
30. Изгнанные на свободу
Приложение. Новейшая история Палестины/Израиля

Фрагмент из книги:

…двенадцать налоговых округов, при этом он намеренно разрушил прежние границы колен. Введя огромные налоги и принудительный труд, он создал большую армию обезземеленных, вынуждая их переселяться в города: таким образом, в городах возникла дешевая рабочая сила, которая позволяла создавать новые торговые и ремесленные предприятия. Во времена Судей (сельскохозяйственная экономика) основной экономической ячейкой был род. При Соломоне (торгово-ремесленная экономика) такой ячейкой стал индивидуум. Родовые узы и авторитет старейшин были подорваны.

Соломон, однако, поторопился. Разрушение старых устоев породило череду событий, которые вышли из-под его контроля. В стране возникали новые города, где развивалась торговля, процветало ремесло. Но эти города не успевали поглотить огромные массы обезземеленных, которые устремлялись в них из деревни в поисках работы. По прошествии некоторого времени все язвы чересчур поспешною развития выступили наружу. К моменту смерти Соломона страна была во власти тех социальных и экономических конфликтов, которые столь характерны для современных государств, — обезземеление, принудительный труд, безработица,арендаторство,эксплуатация большинства меньшинством. Чрезмерная концентрация богатств порождала пороки и коррупцию. Они в свою очередь порождали злоупотребления и извращали суд.

Соломон посеял также семена будущего религиозного раздора. Через его опочивальню в Страну Израиля проникло идолопоклонство. В то время смешанные браки и многоженство еще не были запрещены. Независимо от того, к какой религии принадлежали многочисленные жены и любовницы Соломона, он разрешал им исповедовать ее открыто. Отношение Соломона к религии можно описать словами историка Гиббона, который говорил о римлянах: «Всевозможные культы, процветавшие в Римской империи, рассматривались простыми людьми как одинаково истинные, философами — как одинаково ложные, а властями — как одинаково полезные. Подобная терпимость приводила не только к всепрощению, но и к религиозному согласию». Не так смотрели на это евреи. Терпимость царя Соломона не привела ни к взаимной снисходительности, ни к всеобщему согласию. Она породила гражданскую войну.

Даже во времена царя Давида Страна Израиля никогда не представляла собой единого централизованного государства. Это было непрочное объединение двух царств — Израиля на севере и Иудеи на юге. Царь Иудеи не мог править в Израиле без согласия израильтян. Это согласие было дано Давиду перед его помазанием на царство. Не так было с Соломоном. Чтобы обеспечить признание Израилем Соломона царем после своей смерти, Давид дважды возил его в Израиль для помазания в его присутствии (I Пар. 29:22-23). Лишь тогда израильтяне признали его и своим царем.

Соломон умер в 931 г. до н.э. Его сын Рехавам наследовал ему только на троне Иудеи. Подобно отцу, он также отправился в Шхем, чтобы быть коронованным и там. Здесь он был встречен старейшинами Израиля, которые изложили ему свои политические и религиозные претензии. Библия (3 Цар. 12:1-15) в драматических красках изображает эту встречу. Свободолюбивые сыновья Израиля выдвинули принцип: «владыка — слуга народа», а Рехавам этот принцип отверг. Подобно многим другим тщеславным и самонадеянным правителям, Рехавам не внял голосу миротворцев и умеренных советников. Вместо этого он отправил против израильтян свою армию. Она, однако, потерпела решительное поражение. Через год после смерти Соломона Страна Израиля перестала существовать как единое государство. Она была разорвана по тем самым швам, по которым Иехошуа, Давид и Соломон пытались ее скрепить. Полководец Иоровам стал царем Израиля, в состав которого вошли десять из двенадцати колен народа. Рехавам остался владыкой Иудеи, состоявшей из двух оставшихся колен. Гражданская война между Израилем и Иудеей, начатая Рехавамом, продолжалась в течение целого столетия.

Постепенно не только еврейская история, но и сами евреи изменили свой облик. В течение первого тысячелетия своей истории евреи были кочевниками и землепашцами. Они…