Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Эффективное еврейское воспитание

Раздел: Воспитание

Автор: Мирьям Леви
Переводчик:
ISBN:
Издатель: Кест-Лейбович
Год издания:

Высочайший стандарт еврейской семьи и еврейского образования в течение тысяч лет обеспечивал выживание народа и развитие его традиции в тяжелейших условиях рассеяния и преследований. Вот результат внимательного отношения к детям. Эта книга очень доступно раскрывает древние секреты еврейского воспитания и, пользуясь языком когнитивной психологии, показывает, как решать основные проблемы, стоящие перед современной семьей.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ
ВВЕДЕНИЕ

1 ОСНОВА: НАУЧИТЬСЯ ВЛАДЕТЬ СВОИМИ ЧУВСТВАМИ
Что заставляет нас впадать в гнев?   3
Нетерпимость и нетерпение 4, Осуждение 5, Невыносимость разочарований и низкий порог сдержанности 6
Гнев не дает нам никаких преимуществ    8
Как избавиться от гнева    11
Забота о благе ребенка 11, Научиться справляться с разочарованием 11, Судить благосклонно 13, Проводите различие между ребенком и его поведением 16, Стресс 16, Принять свою судьбу 19
Вина 20
Тшува: метод Торы исправлять несовершенство 21, Клевета на себя препятствует перемене 23, Оценивайте только поведение 24, Осуществление тшувы 27, Извинения перед детьми 28, Взаимодействие вины и гнева 29, Вина из-за вины 30, Чувство вины из-за недостатка внимания 30, Вина работающей матери 31, Научиться принимать себя 32, Слово предупреждения 34

2 ЗАПОВЕДИ О ПОЧИТАНИИ И УВАЖЕНИИ РОДИТЕЛЕЙ
а.  Природа этой мицвы    35
Благодарность    36 Трудности    37 Определение мицвы    40 Что такое почитание    41 Что такое уважение    42 Послушание    43
б. Обучение этой заповеди    44
Обучение почитанию    44
Обучение уважению    49
Обучение послушанию    50
Работа, полная любви 51, Искреннее уважение 51, Терпение 52, Умеренные требования 52, Идти до конца 54, Начинать с младенчества 54, Когда ребенок отказывается слушаться 51, Как выработать у ребенка привычку слушаться 58, Лишение привилегий 58, Как давать указания 59, Как сделать, чтобы дети подходили, когда их зовут 61, Привлечь внимание ребенка 62, Напоминания 62, Исправление и наказание 62, Последнее слово 63

3 СОХРАНЕНИЕ ТВЕРДОЙ ПОЗИЦИИ
Забота о счастье ребенка    65
Счастье 65, Удовлетворение желаний 66
Уход от конфликта    68
Походы за покупками 70, Вспышки раздражения 71, Оскорбительное поведение 72
Что подумают люди?    73
Чувства вины    74
Не эгоистичен ли я 76 Не ожидаю ли я
слишком многого 77 Страх неодобрения и отверженности   78 Западня объяснений    79

4  ПОХВАЛА И ВООДУШЕВЛЕНИЕ
Обучение с помощью похвалы и ободрения    84
Как хватить    86
Специфичность 86, Избегайте излишних и несоответствующих похвал 87, Объективность 87
Поощрение достижений    88
Гордость и страх ошибки    90
Награда как метод похвалы и воодушевления    91 Ограничения системы наград 93, Награды за изучение Торы 93

5  ДИСЦИПЛИНА С ЛЮБОВЬЮ
Правая и левая рука    96
Увещевание    97
Принципы увещевания 98, Как увещевать 101, Когда повторные замечания не помогают 104, Реакции на замечания 105
Наказание    107
Телесное наказание 109, Другие виды наказания 111, Реакции на наказания 114
Естественные и логические последствия 114

6  РАЗВИТИЕ ОТНОШЕНИЙ, ОСНОВАННЫХ НА ПОНИМАНИИ
Учиться сочувствовать    117 Создание атмосферы понимания    119 Помочь детям понять свои эмоции      125

7 ПОМОЩЬ И ВНИМАНИЕ
Помощь   128
Преимущества помощи 128, Поддерживайте желание маленьких детей помогать 129, Как просить помочь 131, Показать оценку 132, Назначение обязанностей по дому 133, Нежелание помогать 137, Небрежность в выполнении поручений по дому 142, Гибкость 144
Внимание     146
Обучение вниманию 147, Манеры 152, Чуткость 156

8 ПОРЯДОК И ЧИСТОТА ………
Воспитание с раннего возраста
Что делать с неаккуратностью
Легкомыслие, небрежность
слово 168
Чистота и внешний вид     168

9 ПОДЪЕМ И УБОРКА ПОСТЕЛЕЙ
Утренний распорядок     170
Поднять детей с кровати 172, Уборка постели 172, Одевание маленького ребенка 173, Обучение детей самостоятельно одеваться 173, Выбор одежды 174, Таймеры как помощь 174, Когда ребенок опаздывает 175, Когда ребенок ездит на специальном транспорте 175
Время ложиться спать     176
Подготовка маленьких детей к уктадьша-нию 177, Процедура укладывания старших детей 177, Как быть с сопротивлением 178, Стимулы 179

10 РЕВНОСТЬ
Ревность к новому младенцу    181 Ревность между другими детьми    183 Проблемы во время еды 186

11 ССОРЫ
Оставаться спокойным     190
Сторониться ссор     191
Когда следует вмешаться     195
Физическая агрессия 196, Ссоры на публике и с друзьями 197, Ссоры во время еды 199
Обсуждение ссор   200
Соперничество между братьями и сестрами 203, Помощь детям в развитии терпимости 204, Желание уступать 206
Примирение     208
Что делать с обидами 209, Проблема разрешения как метод 209 Ребенок, который часто бьет    214

12 ПЛАЧ
Первые несколько месяцев    218
Избалованность 220 После шести месяцев: ночной плач    221 Когда ребенок становится старше    222
Что делать с плачем 223,  Обычные типы
плача 225

13 ШКОЛА: ПОМОЩЬ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Поддержка    233
Плохое поведение в школе    234
Что делать с жалобами на учителя    236
Трудности в учении    236
Неуспевающий 240, Ребенок, неспособный к учению 241, Старательный и напряженный ребенок 242
Домашние задания    243

14 ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ
Еда    245
Избегайте проблем питания 246, Привередливый едок 248, Болезнь 250, Худой ребенок и толстый ребенок 250
Ложь    252
Воровство    253
Плохие слова    255
Буйство    256
Застенчивость    257

ПРИМЕЧАНИЯ

Фрагмент из книги:

НАУЧИТЬСЯ ПРИНИМАТЬ СЕБЯ


Родители, которые читали о пагубном влиянии отсутствия контроля, могут проникнуться сознанием того, как это «ужасно». Они могут поверить, что как только теряют контроль над собой, они наносят ребенку непоправимый вред. После вспышки гнева они могут в отчаянии думать: «Это ужасно! Что я делаю со своими детьми!» Родители, которые в детстве страдали от гнева своих родителей и решили, что собственных детей никогда так не заставят страдать, особенно остро переживают вину за свой гнев. Они говорят себе: «Я же обещал, что своим детям никогда так делать не буду, и вот, делаю!»

Конечно, никто не спорит с тем, что отсутствие контроля наносит детям ущерб и приводит к плохим последствиям. Но переживать это как нечто «ужасное» и чувствовать из-за этого вину — деструктивно и никак не помогает улучшить ситуацию. Известный психолог Рудольф Дрейкурс комментирует:

Нас веками ругали и бесчестили родители, и не будь человеческая природа столь сильна, что бы от всех нас осталось? Верно, мы могли бы быть лучше и мы должны стараться помочь нашим детям стать более хорошими и счастливыми людьми. И один из факторов этой помощи — понять их способность противостоять столь многим плохим влияниям, которые мы на них оказываем, невольно или несознательно35.

Это может помочь нам лучше относиться к себе, принимать себя, даже если мы сделали своим детям то «ужасное», от которого сами так страдали в детстве, когда на нас сердились наши родители. И боль наша происходила не от их гнева, а от того, как мы к этому относились. Будучи детьми, мы не знали, как защитить себя от гнева родителей. Когда они сердились на нас, мы приходили к выводу, что мы плохие. Мы не могли провести различие между собой и нашим плохим поведением. Поэтому мы начинали считать себя плохими и недостойными любви. Это было истинным источником наших страданий в то время.

Конечно, это очень обескураживает — повторять те же ошибки, когда мы сами стали родителями. А с другой стороны, нормально повторять в состоянии стресса устоявшиеся стереотипы наших родителей по отношению к нам самим. Совсем нелегко изменить эти автоматические реакции.

Для некоторых из нас измениться так трудно, что легко подумать, что мы неспособны это совершить. Но это никогда не может быть правдой. Люди могут и должны учиться новым способам реагирования. Но мы по-прежнему будем чувствовать свою неспособность к перемене, пока продолжаем это твердить. Эта идея повторяется в нашей голове, как будто записанная на пленку: «Я яе могу перемениться. Это слишком трудно. У меня нет на это сил. Я отказываюсь от этого». Однако мы должны сменить кассету и поставить новую запись: «Я могу измениться. Это трудно, но я буду стараться и я не откажусь от этого. Это тяжелая работа, но я к ней готов».

Итак, чтобы измениться, мы должны верить в нашу способность это сделать. И у нас должна быть достаточно сильная мотивация, чтобы совершить эту трудную работу, необходимую для достижения успеха. Мы должны черпать силы из нашей веры в то, что Творец наделил нас способностью меняться и если Он даровал нам Б-жественный атрибут свободы выбора, значит, вместе с ним даровал мудрость и силу, чтобы его реализовать36.

А пока следует помнить, что как только мы осознали свои большие ошибки, это уже не ошибки в воспитании. Это ступени в процессе нашего становления как лучших родителей. Правильное суждение рождается с опытом, а опыт приходит от неправильного суждения. И так мы можем получить преимущества от наших ошибок вместо того, чтобы критиковать себя за них.

СЛОВО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ


Прочесть эту книгу или любое другое руководство — только начало. И понять принципы правильного воспитания относительно легко. А нот изменить свое поведение — дело долгое и трудное. Не чувствуйте себя виноватыми, когда несмотря на новые знания вы продолжаете вести себя удручающим образом. Не говорите себе: «Я не собираюсь больше расстраивать себя; я должен суметь оставаться спокойным, контролируя свое мышление!» То, что вы способны понять когнитивные принципы, еще не означает, что вы всегда сможете их применить. Нерезонно на том основании, что вы познакомились с этими идеями, ожидать, что вы всегда сумеете ими пользоваться. Трудно избавиться от таких чувственных стереотипов, как гнев и вина, даже если мы обладаем эффективными техниками их устранения. Хотя мы можем далеко продвинуться по пути освобождения от них, вряд ли мы когда-нибудь совершенно их устраним.