Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Две Тысячи лет вместе

Раздел: Миссионеры

Автор:
Переводчик:
ISBN:
Издатель: Маханаим
Год издания: 2008

За последнее время на русском языке были изданы десятки книг, в которых изложено мнение христианства об иудаизме, но не было ни одной, в которой было бы систематически и подробно рассмотрено отношение иудаизма к христианству.

Данная книга призвана восполнить этот пробел.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ. ДВЕ ТЫСЯЧИ ЛЕТ ВМЕСТЕ:
Общие принципы соотношения иудаизма и христианства,
в их исторической перспективе
(А). Иудаизм как универсальная религия для человечества
(Б). Иисус — один из фарисеев
(В). Павел — один из фарисеев и апостол язычников
(Г). Конфликт в веках: противостояние
христианства и иудаизма
(Д). Изменение позиций сегодня: путь
к осознанию дополнительности

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. НЕВОЗМОЖНОСТЬ СОВМЕЩЕНИЯ: Почему вера христианства не подходит для евреев

ГЛАВА 1. ПОЧЕМУ ЕВРЕИ НЕ ПРИЗНАЮТ ИИСУСА МЕССИЕЙ
1.1.  Нереализация Иисусом мессианских пророчеств ..
1.2.  Христианское изменение критериев
прихода Мессии
1.3.  Исторические параллели: схема формирования мессианского образа в христианстве
и в саббатианстве
ГЛАВА 2. ЕСТЬ ЛИ В ЕВРЕЙСКОЙ БИБЛИИ «ПРЕДСКАЗАНИЯ О ПРИХОДЕ ИИСУСА»
2.1.  Важность для христиан нахождения «предсказаний об Иисусе» в Еврейской Библии
2.2.  Существует ли у пророка Исайи предсказание
о непорочном зачатии
2.3.  Фиксирование искажений
в христианских переводах Библии
ГЛАВА 3. НЕПРИЯТИЕ ИДЕИ
ОБОЖЕСТВЛЕНИЯ ИИСУСА
3.1.  Причины неприятия евреями идеи «воплощения Бога в Иисусе»
3.2.  Различие требований к форме монотеизма, предъявляемых к евреям и к народам мира
3.3.  Позитивные аспекты концепции «Богочеловека», её представления в иудаизме и в христианстве
ГЛАВА 4. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ХРИСТИАНСКАЯ ЭТИКА ПРОГРЕССОМ ПО ОТНОШЕНИЮ К ИУДАИЗМУ?,
4.1.  Иллюзия «спора Иисуса с традицией», возникающая только из полемически заостренной формы его высказываний
4.2.  Искаженное изображение еврейской этики
в христианских источниках
ГЛАВА 5. ЧТО ВАЖНЕЕ — ПРАВИЛЬНАЯ ВЕРА
ИЛИ ПРАВИЛЬНЫЕ ДЕЛА?.
5.1.  Различия в системах приоритетов
5.2.  Создание Павлом христианства как нееврейской религии на основе примата веры
5.3.  Христианский тезис о примате веры
и библейские источники
ГЛАВА 6. ПОДОБИЕ ИДЕЙ,
НО РАЗЛИЧИЕ АКЦЕНТОВ
6.1.  Различие иудаизма и христианства
в интерпретации заповеди «любви к ближнему».
6.2.  Принцип «непротивления злу насилием»
6.3.  Являются ли заповеди обязанностями
или же идеалами
6.4.  Человек как «раб Бога», как «сын Бога»
и как «супруг Бога»
ГЛАВА 7. МИРСКОЕ И ДУХОВНОЕ
ГЛАВА 8. ПРОБЛЕМА ПЕРВОРОДНОГО ГРЕХА
8.1.  Первородный грех и проблема смысла
«первого прихода Иисуса как Мессии»
8.2.  Различное отношение иудаизма и христианства
к пониманию сексуальной жизни человека
ГЛАВА 9. ДОПОЛНЕНИЕ: НЕКОТОРЫЕ ИСТОРИЧЕСКИ ВАЖНЫЕ ТЕКСТЫ
9.1.  «Testimonium Flavianum» —
«Свидетельство Флавия»
9.2.  Диспут Нахманида

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. НЕОБХОДИМОСТЬ ОСОЗНАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ:
Современный диалог иудаизма и христианства

ГЛАВА 10. ОТ КОНФЛИКТА К ДИАЛОГУ (Изменение отношения к иудаизму в христианской теологии в наше время -влияние Катастрофы и создания Государства Израиль на еврейско-христианские взаимоотношения)
ГЛАВА 11. Дидье Поллефе: ИУДЕЙСКО-ХРИСТИАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ПОСЛЕ ОСВЕНЦИМА С КАТОЛИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
ГЛАВА 12. СОВРЕМЕННЫЕ ХРИСТИАНСКИЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ВОПРОСУ ХРИСТИАНСКО-ИУДЕЙСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
1.  «Священный Долг. О новом подходе христианского вероучения к иудаизму и еврейскому народу». (Декларация Группы католических и протестантских теологов по вопросу христианско-иудейских взаимоотношений)
2.  «Узнать Христа в Его народе» (Итоговый документ христианского церковно-общественного круглого стола священнослужителей и деятелей православной культуры)
ГЛАВА 13. ДАЛЬНЕЙШИЙ ВКЛАД ИУДАИЗМА
В РЕЛИГИОЗНЫЙ ПРОГРЕСС ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
ГЛАВА 14. ДОПОЛНЕНИЕ: ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
14.1.  Я понял ваше объяснение про веру,
но что про надежду и любвь?
14.2.  Близость Бога и человека
14.3.  Теология дополнения: противоречит ли идея спасительности христианства идее спасительности иудаизма?
14.4.  Авраамическое единство: общность наследия и общность целей, при невозможности совмещения веры
14.5.  Исчерпана ли миссия иудаизма в мире?
14.6.  Уровень предстояния человека перед Богом.
14.7.  Жертва крови во искупление грехов
14.8.  «Иисус взял на себя грехи мира» ?
14.9.  Мессия — человек или Бог?
14.10.  Так кто же прав?
ПРИМЕЧАНИЯ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Хотя период еврейско-русских контактов длился всего двести лет — история еврейско-христианских взаимоотношений, внутри которых и в контексте которых существует еврейско-русское пространство, составляет период ровно в десять раз более длинный, целых два тысячелетия. В этих взаимоотношениях есть «классическая часть» — т. е. то, как эти отношения устанавливались в начальный период после отделения христианства от иудаизма и как они продолжались в течение многих веков, и современная часть — то, как за последнее столетие, буквально на наших глазах, меняются и ортодоксальный иудаизм, и ортодоксальное христианство. Сегодня пересматриваются и исправляются концепции, казавшиеся незыблемыми в течение тысячелетий, причем это происходит не в результате реформы или образования новых сект, а в ходе «ортодоксальной модернизации», когда новое направление развития данной религии полностью сохраняет свою ортодоксальность и при этом модернизируется.

В течение всего «классического периода» открытый диалог между христианством и иудаизмом был невозможен, т.к. цели христианства в этом «диалоге» были чисто миссионерскими: где проповедью, а где давлением вынудить евреев отказаться от иудаизма и обратиться в христианство. В такой обстановке естественной защитной реакцией иудаизма было воздвижение стены между еврейским и христианским духовными мирами.

Однако в наше время это положение вещей стало меняться. Во второй половине XX века наметились серьезные положительные сдвиги в теологической позиции христианства по отношению к иудаизму. В большинстве западных христианских деноминаций (католики и большая часть протестантов) начался процесс переосмысления иудаизма и принципиального отказа от миссионерства по отношению к евреям, — т.е. признания того, что даже с точки зрения христианства «Первый («Ветхий») Завет», т.е. исходный Завет Бога с евреями, продолжает действовать, ибо слово Бога вечно и не может «обветшать», устареть или «отмениться»; а поэтому евреи (в отличие от других народов мира) «спасаются через свой Завет с Богом и не нуждаются для этого в крещении». (Некоторые христианские теологи даже подчеркивают, что «христианское миссионерство по отношению к евреям, основанное на отрицании действенности Первого Завета, оскорбляет Бога», — см. подробнее далее.)

Это наметившееся серьезное изменение позиции христианства (пока что только его части) дает возможность иудаизму также занять более открытую позицию, что вместе создает надежду на то, что стороны, впервые за много сотен лет, могут начать действительный диалог, направленный на взаимопонимание, а не на переубеждение оппонента.

Изменение позиций, как христианства, так и иудаизма, было вызвано теологическим осмыслением Катастрофы и особенно теологическим осмыслением создания Государства Израиля — этого поразительного факта возвращения евреев в свою Страну после двухтысячелет-него отсутствия. А это возвращение имеет — никак не меньшую мировую духовную и религиозную значимость, чем произошедшее две тысячи лет назад разрушение иерусалимского Храма и начало изгнания евреев из Святой Земли, исторически (и неслучайно) совпадающее с началом распространения христианства.

И если мы действительно верим в Бога и воспринимаем историю не просто как рутинную смесь интриг, экономики и политики, но как Диалог Бога с человечеством — мы должны постараться понять, что же Бог сегодня, текущим ходом истории, хочет нам сказать.

Структура книги

—  Вводная часть. Две тысячи лет вместе
Общий обзор процесса возникновения христианства из иудаизма и общие принципы соотношения иудаизма и христианства в их исторической перспективе.

—  Часть первая. Невозможность совмещения: почему вера христианства не подходит для евреев

Эта часть посвящена классическим и стандартным проблемам еврейско-христианских взаимоотношений; она объясняет, почему вера христианства, — при том, что христианство само возникло из иудаизма и так много сделало для духовного прогресса человечества — не подходит в качестве веры для евреев.

Эта часть не претендует на то, чтобы сказать новое слово в теологии. Она, в большей степени, является всего лишь ликбезом, базовым знанием — без которого, однако, невозможно обсуждать проблему и вести диалог.

— Часть вторая. Необходимость осознания дополнительности: современный диалог иудаизма и христианства

Эта часть посвящена новым аспектам еврейско-христианских взаимоотношений, возникшим за последнее столетие. Сегодня многие направления христианства отказались от «теологии замещения» («христианство вместо иудаизма») и перешли к «теологии дополнения» — включая принципиальный отказ христианства от попыток миссионерского обращения евреев и признание религиозной ценности иудаизма. Соответственно, в этой части мы рассматриваем элементы того намечающегося диалога, который может развиваться между евреями и христианством в такой ситуации.

Разумеется, как иудаизм, так и христианство представляют собой огромное и широкое пространство, со множеством разных школ, подходов и точек зрения. Невозможно было бы вместить в книгу все эти варианты мнений, поэтому мы иногда говорим «позиция иудаизма» или «позиция христианства», имея в виду лишь их обычно принятую точку зрения, мейнстрим, — при том, что и в той, и в другой религии есть широкий спектр возможных подходов, различающихся в своих деталях.
Поскольку мы хотели бы, чтобы объем книги оставался небольшим, мы также не включили в нее множество более частных вопросов, возможные возражения и ответы на них и т.д. Весь этот материал, в качестве «дополнения к книге», мы планируем размещать на сайте «Махана-им» www.machanaim.org, в разделе «Иудео-христианские взаимоотношения».


Пинхас Полонский,
«Маханаим»,
Бейт-Эль — Иерусалим