Дни Трепета

Раздел: Иудаизм

Автор: Рапопорт Н.-З., р.
Переводчик:
ISBN:
Издатель: Дегель га-галаха
Год издания: 1996
Купить Дни Трепета на jewish-book.ru 14.9 USD

Книга "Дни трепета" вышла в свет на иврите в 5744 году (1984 г. по григорианскому календарю), через год мы переиздали ее расширенный вариант. В конце 5754 года, к наступавшим осенним праздникам, было выпущено третье издание, дополненное и переработанное. Составитель включил в книгу высказывания мудрецов Талмуда и великих людей более позднего времени о духовных и моральных аспектах еврейских праздников; текст ее был снабжен полной огласовкой.

По просьбе многих учебных заведений в 5755 году было осуществлено четвертое издание. В нем приводится ряд законов, не включавшихся в предыдущие издания; в конце каждого параграфа указаны источники, на которые ссылается составитель; приведены различные мнения законоучителей, являющихся авторитетами для сефардов, по ряду галахических проблем и рассказано об обычаях, которых придерживаются в сефардских общинах. Это издание, которое подготовил "Дегель га-галаха" - Институт исследования законов Торы при нашем фонде, - увидело свет в год траура по великому ученому, знатоку и толкователю Закона, постановлениям которого следуют евреи во всем мире, нашему учителю и наставнику р. Шломо-'Залману Ойербаху, благословенна память праведника Нам выпала честь неоднократно обращаться к нему за консультацией. Р. Ойербах всегда приветливо встречал нас и постоянно оказывал нам поддержку. Многие из указаний, приведенных в наших книгах, выражают мнение р. Ойербаха по ряду сложных галахических вопросов.

Составитель и научный редактор книги "Дни трепета" - раввин Моше-Меир Айзлер, руководитель иерусалимской йешивы "Лев Элиягу" и председатель правления Института исследования законов Торы "Дегель га-галаха".

Приносим глубокую благодарность нашему дорогому другу, всегда поддерживающему начинания фонда, в прошлом - Главному сефардскому раввину Израиля р. Мор-дехаю Элиягу, пусть продлятся его дни, который внимательно прочитал рукопись этой книги и добавил к ней параграфы, в которых изложены мнения законоучителей, являющихся авторитетами для сефардов, а также приводятся обычаи, принятые в их общинах. Желаем ему доброго здоровья и дальнейшей плодотворной деятельности в распространении Закона.

В редактировании этой книги приняли участие раввины Нафтали-Цви Поруш, сопредседатель правления фонда "Дегель Иерушалайим", ответственный за просветительскую деятельность; Иехиэль Гольдгевер, выдающийся исследователь Торы, выпускник и сотрудник колеля "Бирин". учебного заведения по подготовке раввинов и судей; Элиягу Левин.

"Слышу я поступь возлюбленного моего: это он устремился ко мне. перепрыгивая через горы..." ("Песнь песней". 2:8). Комментаторы Торы так интерпретируют этот стих: Всевышний спешит к еврейскому народу с радостной вестью о близком конце изгнания. Творец в милосердии Своем сокрушил "железный занавес", отделявший евреев СССР от их братьев во всем мире, и те, кто сидел семь десятилетий "во мраке и могильной тьме", насильно оторванные от изучения Торы и исполнения заповедей, удостоились возможности вернуться на Святую землю и вести еврейский образ жизни. Многие из тех, кто остался в СНГ. тоже возвращаются к своему духовному наследию; они изучают Тору и живут по ее законам. В бывшем СССР повсеместно открываются еврейские школы и йешивы для детей и взрослых. Наши книги в переводе на русский язык помогут как им, так и тем, кто приехал в Израиль.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие   7
От переводчика и редактора 14
Словарь 17
ГЛАВА ПЕРВАЯ. ЭЛУЛЬ
I.    Месяц элуль 25
II.   Обычаи, соблюдаемые в месяце элуль 28
III.  Слихот 35
IV.  Суббота перед Рош-га-шана 44
V.   Канун Рош-га-шана 46
ГЛАВА ВТОРАЯ. РОШ-ГА-ШАНА
I.    Рош-га-шана - день, когда вершится справедливость 54
II.   Особенности молитв в Рош-га-шана 58
III.  Маарив 61
IV.   Законы и обычаи, соблюдаемые в первую
ночь Рош-га-шана 73
V.    Шахарит в первый день Рош-га-шана 81
VI.   Повеление трубить в шофар 88
VII.  Ряд законов о том, как исполнять повеление трубить в шофар 97
VIII. Малхуйот, зихронот и шофарот  103
IX.   Мусаф  110
X.    Законы и обычаи, соблюдаемые в первый день Рош-га-шана  115
XI.   Минха в первый день Рош-га-шана и Ташлих 119
XII.   Два дня Рош-га-шана как единый 48-часовой временной отрезок  123
XIII. Законы и обычаи, соблюдаемые во вторые сутки Рош-га-шана  126
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. "ДЕСЯТЬ ДНЕЙ ПОКАЯНИЯ"
I.    Пост в память о Гдалье  133
И.    "Десять дней покаяния" 136
III.  Шабат Шува  14
IV.   Капарот  144
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. ЙОМ-КИПУР
I.    Канун Йом-Kunypa  148
П.    Выдуй и Минха  154
III.  Последняя трапеза перед постом 157
IV.   Отказ в Йом-Kunyp от удовлетворения ряда повседневных потребностей 161
V.    Вечерние молитвы 168
VI.   Шахарит  174
VII.  Мусаф 177
VIII. Минха 181
IX.   Неила 183
X.    Вечер после исхода Йом-Kunypa 187

Фрагмент из книги:

Глава вторая. Рош-га-шана
Маарив


Поэтому тем, кто читает всю молитву согнув ноги в коленях и склонившись, следует выпрямиться в следующих местах: в первом благословении - перед тем, как приступить к нему, а также в конце его - перед словами "Мелех озер..." ("[Ты -] Царь, который помогает..."), вновь склониться и выпрямиться там, где это необходимо, снова склониться перед словами "мехайе метим" ("возвращающий мертвых к жизни") и выпрямиться перед произнесением слов "Барух... мехайе га-метим"; точно так же необходимо выпрямляться в начале и в конце всех остальных благословений, за исключением предпоследнего, в котором нужно выпрямиться перед словами "fa-Эль йешуатейну" ("Ты, Бог, -наше спасение"), - дабы исполнить предписание закона, который требует сгибать ноги в коленях и склоняться в начале и в конце первого и предпоследнего благословений и запрещает делать это в начале и в конце всех остальных.

Лучше всего молиться, стоя прямо, но с сокрушенным сердцем и со слезами раскаяния на глазах.

В книгах Кабалы сказано, что Аризаль в молитвах Рош-га-шана и Йом-Кипура давал волю слезам; он говорил, что в душе того, кто не плачет в эти дни, есть некий изъян; если же во время молитвы человеку в каком-то месте ее трудно сдержать слезы - это знак того, что именно в ту минуту Небесный Суд обсуждает его поведение, и душа его это ощущает.

Законы, изложенные в пунктах 5-12, относятся не только к молитве Маарив в Рош-га-шана, но и ко всем другим молитвам этого дня.

13. Если Рош-га-шана приходится на субботу, то вечером после молитвы "Амида", как и в каждую субботу, читают отрывок "Ва-йехулу..." ("И завершены были..."), хазан произносит   благословение   "Меэйн   шева"   ("Обобщающее семь других"), причем отрывок из этого благословения от слов "Маген авот..." ("Защищавший праотцов...") и до слов "...зехер ле-маасэ в-рейшит" ("...память о сотворении мира") в большинстве общин хазан и молящиеся говорят вместе.

В отрывке "Маген авот..." вместо "га-Эль га-кадош" следует говорить "га-Мелех га-кадош". Если хазан по ошибке сказал "fa-Эль га-кадош" и успел произнести Имя Всевышнего в благословении "...мекадеш га-шабат" ("...освящающий субботу"), то ему не следует возвращаться к началу благословения "Меэйн шева". (В сефардских общинах принято в таком случае возвращаться к нему.) Если же хазан спохватился до того, как произнес Имя Творца, ему нужно сказать "га-Мелех га-кадош" и все, что следует за этими словами.

В последнем отрывке "Меэйн шева" - "Элогейну велогей-авотейну" - хазан упоминает лишь о субботе, но не о Рош-га-шана, и завершает его словами "...мекадеш га-шабат".

14. После молитвы "Амида", а если Рош-га-шана пришелся на субботу, то после благословения "Меэйн шева", и до "Кадиш шалем" во многих общинах принято читать псалом 24, что, как считается, помогает человеку обеспечить себе достойный заработок в наступающем году.
По обычаю сефардских общин сначала произносят "Кадиш шалем", а потом псалмы 150 и 24.
Те, кто каждую субботу читает псалом 23, делают это и в Рош-га-шана, если он пришелся на субботу.

15. Некоторые придерживаются обычая во всех молитвах "Кадиш", произносимых от Рош-га-шана до Йом-Кипура включительно, вместо "осэ шалом" говорить "осэ га-шалом".

В сефардских общинах это делают только в "Кадиш шалем".

16. Те, кто произносит по будним дням в молитве Маарив перед отрывком "Алейну..." ("Наш долг...") псалом 121. - в том случае, если Рош-га-шана приходи гея на будний день, читают вместо него псалом 81, в котором есть стих "Тику ба-ходеш шофар ба-кесэ ле-йом хагейну..." ("Трубите в шофар в [первый день] месяца [тишрей] - день, установленный нам для празднования...").

17 После молитвы принято говорить друг другу: "Ле-шана това тикатев ве-техатем ле-хайим товим" ("Желаю тебе, чтобы [Всевышний] записал [в Книге Жизни, что у тебя будет] счастливый год, и скрепил [эту запись] печатью"). Женщинам говорят: "Ле-шана това тикатви ве-техатеми"; нескольким мужчинам: "Лешана това тикатву ве-техатему"; нескольким женщинам: "Ле-шана това тикатавна ве-техатамна". По мнению Виленского Гаона, однако, "техатем" говорить не следует. Некоторые авторитеты считают, что и днем в Рош-га-шана, до полудня, можно обращаться друг к другу с этим пожеланием. Другие же полагают, что это можно делать и вечером второго дня праздника.

"Трубите в трубы и в шофар пред Царем,Господом" (Тегилим, 98:6)

ПРИТЧА

Однажды некий царь пошел в лес на охоту. Забрел он в самую чащу " заблудился. Встретил царь группу крестьян и стал расспрашивать их, как выорагься из леса. Те же ничего не могли ему ответить, потому что всю жизнь прожили в этом лесу и никогда не бывали за его пределами.

Долго блуждал царь, пока не повстречался ему человек, сразу распознавший в нем монарха. Тот выказал ему соответствующее почтение, помог выорагься из леса и вернуться во дворец. Человек этот понравился царю; он дал ему высокий пост при своей особе и одарил роскошными нарядами, которые носили только самые богатые сановники.

Прошло какое-то время, и новый царский фаворит серьезно провинился перед владыкой. Разгневался тот и повелел судить ею как бунтовщика, представляющего угрозу престолу.

В ужасе бросился этот человек ниц пред царем, моля его о пощаде, однако тот был непреклонен. Попросил тогда провинившийся исполнить свою последнюю просьбу: ПОЗВОЛИТЬ ему облачиться в ту одежду, которая была на нем в тот день, когда он впервые повстречался с царем и вывел его из леса. Владыка согласился - и как только увидел своего спасителя в платье, которое было на нем в .тесу, вспомнил о том, как человек этот помог ему, - и, охваченный жалостью и раскаянием, вернул его на прежний пост.

ВЫВОД

Перед тем, как вручить евреям Тору, Всевышний предложил ее другим народам, но все они отказались. Евреи же приняли ее с радостью, заявив: "[Сначала] выполним, а потом постараемся понять, |в чем смысл ее заповедей]" ("Шмот". 24:7). В этот день мы приняли на себя обязательство выполнять волю Творца.

С тех пор, однако, мы не раз бунтовали против Него. Когда же наступает Рош-га-шана, день Небесного Суда, Он вспоминает все паши поступки, в том числе и совершенные в глубокой тайне от других людей. Поэтому мы трубим в этот день в шофар - чтобы воссоздать ту же обстановку, которая была на юре Синай во время дарования Торы, когда мы приняли на себя Его царскую власть, слыша звуки шофара, - дабы Он вспомнил о той нашей заслуге, простил нам грехи, оправдал нас на Небесном Суде и даровал нам счастливый новый год.

***
"Сказал раби Ицхак: 'В чем смысл предписания трубить в шофар? - 'Как в чем смысл? |- отвечают ему. -| Милосердный [Творец] повелел [нам]: трубите! |- и мы выполняем Его волю]'" (Талмуд, "Рош-га-шана", 16-а)

Некоторые комментаторы Талмуда делают на основании этого отрывка вывод, что при исполнении заповедей и предписаний искреннее желание угодить Творцу важнее понимания их тайного смысла.

***
Раби Зеэв Кицис был одним из преданнейших учеников и сподвижников основоположника хасидизма раби Исраэля Бааль-Шем-Това. В один из вечеров недели, предшествовавшей празднику Рош-га-шана, Бааль-Шем-Тов пригласил его к себе для беседы на важную тему.

С благоговейным трепетом вошел раби Зеэв в дом своего учителя и предстал перед ним.
- Я хочу поручить тебе грубить в шофар в Рош-га-шана, да принесет нам лог день добро, - сказал Бааль-Шем-Тов. - Прошу тебя хорошенько изучить перед этим тайный смысл всех серий звуков шофара, чтобы, трубя в него, ты точно знал, что именно следуег думать во время каждой из них, - и тогда звуки твоего шофара будут благосклонно приняты Владыкой мира.

Вышел раби Зеэв от своего наставника и направился в дом, где учат Тору. Сел он за книги и стал изучать скрытый смысл звуков шофара. Закончив свои занятия, составил себе раби Зеэв памятку, чтобы не ошибиться, когда придет время грубить, и не сбиться с предписанных Кабалой мыслей, и положил ее в карман.

Благодаря свойственному Бааль-Шем-Тову дару ясновидения он узнал о поступке своего ученика, и ему это очень не понравилось.

На улице листок с записью выпал у юноши из кармана, и тот не заметил этого.

Утром в Рош-га-шана, когда раби Зеэв поднялся вси-нагоге на возвышение, чтобы трубить в шофар, он сунул руку в карман, чтобы достать оттуда памятку, - но ее там не было. Все изученное им перепуталось в его голове, и он не помнил, о чем именно следует думать, трубя в шофар каждую серию звуков. Пришел раби Зеэв в отчаяние и разрыдался. Однако делать было нечего, и он, смирившись с неизбежным, с сокрушенным сердцем стал трубить в шофар как Бог на душу положит.

По завершении молитвы раби Зеэв подошел к своему учителю, чтобы поздравить его с праздником и пожелать счастливого нового года.

Тогда Бааль-Шем-Тов сказал ему:
- В царских дворцах есть множество дворов и помещений, и для каждых ворот и каждой двери предусмотрен свой ключ. Существует, однако, инструмент, с помощью которого можно открыть любые ворога и каждую дверь. Это - топор.
 


Вам понравился этот материал?
Участвуйте в развитии проекта Хасидус.ру!

Запись опубликована в рубрике: .