Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Дело рук наших для прославления. Росписи синагоги Бейт Тфила Беньямин в Черновцах

Раздел: Искусство

Автор:
Переводчик:
ISBN: 978-966-378-080-1
Издатель:
Год издания: 2008

Роспись синагоги "Бейт Тфила Беньямин" в Черновцах — одно из редких произведений искусства середины ХХ в., наполненных истинным религиозным чувством. В росписи черновицкой синагоги представлена самая обширная художественная программа из всех обнаруженных в наше время в синагогах Восточной Европы. Несмотря на множество авторских новаций, эта роспись генетически связана со старой средневековой изобразительной традицией. Художник пользуется символико-эмблематическим языком мастеров, которые расписывали деревянные и каменные синагоги.

Черновицкие росписи было бы неправильно оценивать с позиции профессионального искусства, в то время как они являют собой феномен чистого религиозного духа, воплощенного в пластических формах. Как любое произведение фольклора, они согреты теплом искренности и непосредственности, качествами, чрезвычайно редко встречающимися в произведениях профессионального европейского искусства двадцатого века.

СОДЕРЖАНИЕ
ТРАДИЦИЯ СИНАГОГАЛЬНЫХ СТЕННЫХ РОСПИСЕЙ
«БЕЙТ ТФИЛА БЕНЬЯМИН»
Комплекс росписей синагоги «Бейт тфила Беньямин»: общие замечания
Арон-кодеш: живописное обрамление
Росписи потолка: общая композиция
Росписи потолка: знаки зодиака
Росписи потолка: иллюстрации к псалму 150
Росписи потолка: мотив «Четыре животных»
Росписи стен: состав композиции
Росписи стен: иллюстрации к псалму 137
Росписи стен: мотив
«Семеро суккотних гостей» «Ушпезин»
Росписи стен: мотив «Гости Авраама»
Берешит [Бытие] 18: 1-8
Росписи стен: мотив «Связывание Исаака»
Берешит [Бытие] 22:1-15
Росписи стен: две сцены из жизни Иакова "Овцы Иакова" «Лестница Иакова»
Росписи стен: «Сон Иосифа»
Росписи стен: «Посох Моисея —
Рассечение Чермного моря»

 

РОСПИСИ СТЕН: ИЛЛЮСТРАЦИИ К ПСАЛМУ 137


На восточной стене, по обеим сторонам арон-кодеша симметрично расположены два пейзажа в квадратных рамах. Справа — вид Иерусалима (А 33), слева — пейзаж с развешанными на деревьях музыкальными инструментами (А 34).
Иерусалим находится в перспективном удалении от зрителя на высоком холме, за голубой долиной и зелеными пригорками. Город окружен стеной с массивными башнями, внутри городской стены — уходящие к горизонту дома с красными крышами, многочисленные башенки, купола (правая часть картины была повреждена и впоследствии дописана). Слева, у самой городской стены высится купол Храма, рядом с которым тянутся вверх три высоких кипариса. Над Иерусалимом разлито золотое сияние, от которого на всех холмах и даже на голубых небесах лежат теплые рефлексы. Эта отдаленная перспектива и призрачное сияние порождает ощущение видения или миража. Сочетание красновато-охристых и золотистых тонов делает эту картину одной из самых привлекательных в колористическом отношении из всего цикла росписей.