Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Будьте добры

Раздел: Современная еврейская философия

Автор: Рав Шауль Вагшал
Переводчик:
ISBN:
Издатель: Швут Ами
Год издания: 2007
Купить Будьте добры на shvutbks.com 19 ₪
Купить Будьте добры! на jewish-book.ru 5.7 USD

Путями Торы в отношениях между людьми

Как невозможно исполнять заповеди Торы без детального их изучения по Шулъхан аруху (своду еврейского закона, составленному в XVI веке раби Иосефом Каро и принятому евреями всего мира), точно так же невозможно вести себя в жизни и строить отношения с людьми в духе Торы, достойно и правильно, без того, чтобы изучить продиктованные ею жизненные правила и принципы, составляющие все вместе дерех эрец, в буквальном переводе — "путь земли".

Само выражение указывает на то, что "путь" уже проложен, и выбор норм поведения не является прерогативой индивидуума. Незнание же общих правил или деталей может привести к тяжелым ошибкам в отношениях с другими людьми, и даже человек, обладающий познаниями в Торе, не гарантирован от них.

В предлагаемой книге собраны материалы по указанной теме из разных мест Талмуда, "малых трактатов", мидра-шей и других источников. Мы надеемся, что с ее помощью читатель сможет приобрести базисные познания в сфере межчеловеческих отношений и, успешно применяя их на практике, достичь великой цели: "Обрести милость в глазах Б-га и людей".

Данная книга названа в оригинале Даркей ноам, что означает "Приятные пути" (Мишлей 3:17), ибо поведение в духе Торы предполагает, с одной стороны, спокойствие и выдержку, а с другой — воспитанность, внутреннюю и внешнюю красоту во всем, что мы делаем. И всем этим достигается мир, истинный мир, о котором сказано: "Кроме мира, ничто не вместит благословения" (в конце трактата Укцин).

Шауль Вагшал 
7 адара 5751г.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие
Введение
Глава 1 Как следует вести себя с ближним
Глава 2 Встречать каждого приветливо
Глава 3 Подчинять свои желания нуждам других людей.
Глава 4 Идти навстречу желаниям всех людей
Глава 5 Порядок предпочтения в вопросах хеседа
Глава 6 Быть с людьми, думать о ближнем
Глава 7 Любовь к людям
Глава 8 Добрый сосед
Глава 9 Уважение к людям
Глава 10 Уважать одинаково всех людей
Глава 11 Почитание родителей
Глава 12 Как вести себя со взрослыми детьми
Глава 13 Как должен вести себя руководитель
Глава 14 Не быть простодушным и наивным
Глава 15 Уважай и опасайся
Глава 16 Стремиться к миру
Глава 17 Обязанность изменять слова во имя мира
Глава 18 Не говорить с ближним без подготовки
Глава 19 Не делать ничего без разрешения
Глава 20 Не ранить словом
Глава 21 Не причинить ущерба другим
Глава 22 Беречь свое здоровье
Глава 23 Приобрети себе друга
Глава 24 Добрый глаз
Глава 25 Быть чистым от всяких подозрений
Глава 26 Остерегаться зависти окружающих
Глава 27 Брать или не брать у других людей?
Глава 28 Дерех эрец в дороге и в гостях
Глава 29 На дружеской встрече или за трапезой
Глава 30 Дерех эрец принимающего гостей
Глава 31 Не в обычае женщин выходить к гостям
Глава 32 Дерех эрец находящихся в пути
Глава 33 Правила поведения в соответствии с дерех эрец

Фрагмент из книги:

С одной стороны, Авраам хорошо понимал, что, несмотря на прямой и ясный приказ Всевышнего, он должен получить у Сары разрешение. С другой стороны, он осознавал, что следует вести себя в соответствии с дерех эрец и сделать все, чтобы не нарушить мира в семье и не причинить Саре излишних страданий. Поэтому он должен был призвать на помощь всю свою мудрость и действовать с хитростью. Мы видим, что он не позволил, чтобы прямота и простодушие ввели его в заблуждение, и не сказал себе: "Моя жена — величайшая праведница и наверняка согласится с приказом Всевышнего!" Он знал природу женщины и опасался, что не добьется согласия жены. И, поскольку у него был приказ Всевышнего, он не имел права вводить себя в дополнительные испытания (связанные с Сарой) и ставить под угрозу исполнение заповеди.

Каждый человек встречается с подобными испытаниями (главным образом, в своей собственной семье). Необходимо вооружиться мудростью, а не наивной простотой, и избегать излишних конфликтов. И не нужно также обвинять других, что они препятствуют выполнению заповедей; вместо этого следует стараться обходить препятствия, действуя с умом. А если человек не знает, как поступить, пусть спросит совета у пожилых и умудренных.

Глава 15
Уважай и опасайся


Сказано в трактате Дерех эрец: "Всегда считай каждого человека разбойником и уважай его, как рабана Гам-лиэля" (конец гл. 5). На первый взгляд это кажется удивительным: разве правильно считать всех разбойниками? Вопрос этот задается в трактате Кала (в конце гл. 9): "Учили мы: "Не суди другого человека, пока не окажешься на его месте"! И объясняют: Нет никакого противоречия! Там, где сказано "не суди…", речь идет о том, кого знаешь, а там, где сказано "считай каждого человека разбойником…", речь идет о том, кого не знаешь!"

Здесь мы видим ясное указание, что нельзя вести себя в жизни подобно слепому, бредущему во тьме; напротив, человек должен в полной мере пользоваться своим разумом. Отмечали наши мудрецы, что большинство людей так или иначе грешат: меньшинство развратничает, большинство — присваивает чужое. И поскольку реальность такова, мы обязаны остерегаться всякого незнакомого человека, пока не убедимся в его честности и праведности.

Сказанное касается как деловой сферы, так и благотворительности. Когда речь идет о значительных суммах денег, нельзя проявлять наивность и полагаться только на то, что сам человек рассказывает о себе. Учили наши мудрецы: проверяем того, кто просит одежду, но не проверяем того, кто просит еду. Каждый человек должен быть верным хранителем собственного имущества, а не растратчиком, как пишет об этом Рамбам в Шмона пра-ким. Точно так же должен человек уметь видеть результаты всех своих действий, чтобы избежать конфликтов. Из-за наивности и излишней доверчивости человек становится соучастником преступления, наносит ущерб другим евреям и лишает помощи тех, кто действительно в ней нуждается. Тот же, кто идет верным путем, спасает себя от лишних страданий, разочарований, конфликтов, сплетен, людской ненависти и материального ущерба.

Так пишет об этом Решит хохма (гл. Дерех эрец): "Следует всегда уважать людей, и вместе с тем — остерегаться их, и верить только тому, кто проверен".
В трактате Дерех эрец раба (гл. 5) приводится рассказ о том, как раби Иеошуа оставил одного человека у себя на ночлег. Он накормил, напоил гостя и отвел его на чердак, где тот должен был спать, после чего раби Иеошуа забрал ведущую на чердак лестницу. Тот человек встал посреди ночи, завернул в свой плащ несколько принадлежащих хозяину вещей и хотел было спуститься с чердака, но упал и сломал себе шею. Утром раби Иеошуа нашел его там, где он упал, и спросил его: "Глупец, что ты наделал?" Тот ответил: "Раби, я не знал, что ты забрал лестницу!" Сказал ему раби Иеошуа: "Глупец, разве ты не понимаешь, что я должен был опасаться тебя?" После этого сказал раби Иеошуа: "Смотри на всех людей, как на разбойников, и уважай их, как рабана Гамлиэля!" Дерех эрец раба 5).

Глава 16
Стремиться к миру


Одно из главных средств установления мира между людьми — приносить им успокоение в их тревогах и волнениях и утешать в их горестях. И точно так же обязаны мы спасать обиженного и притесняемого от рук обидчика, и не имеем мы права проходить мимо, говоря: какое мне до этого дело? И вот что пишет Рабейну Иона в своей книге Шаарей тшува (3:70): "Предупреждает нас Тора о том, что мы должны прикладывать все силы для спасения ближнего и находить пути помощи в тяжелую для него минуту, как сказано: "Не стой (безучастно) при крови ближнего своего (когда он в опасности)" (Ваикра 19:16). И если есть у тебя силы и возможность спасти его, советом или действием, а ты делаешь вид, что не можешь, то эти твои силы и возможности будут уменьшены, согласно принципу "мера за меру"". И далее говорит Рабейну Иона, что было бы хорошо и правильно, чтобы были в каждом городе добровольцы, люди образованные и разумные, постоянно готовые придти на помощь всякому человеку, мужчине и женщине, находящемуся в беде. И продолжает: "И если обязала нас Тора тратить время и силы на заботу о заблудившемся быке или ягненке другого еврея, то насколько же велика и неоценима забота об их хозяине, как сказано: "…и бедняков ски-тающихся введи в дом" {Иешаяу 58:7)" . И царь Давид молился о своем сыне Шломо: "Ибо он спасет возопившего бедняка, и обделенного — того, кому помочь некому" (Теилим 72:12-13).