Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Беседы о еврейской истории. Эпоха Второго Храма

Раздел: История

Автор:
Переводчик:
ISBN:
Издатель: Мили
Год издания: 1998

Предлагаемая читателю книга создана на основе текстов радиобесед, созданных в МИЛИ и транслированных на СССР по Коль Исраэль в конце 80-х и в 90-е гг.

Вначале переработанные для печати тексты издавались, по мере подготовки, в виде маленьких брошюрок для удобства заброски в СССР. Были отпечатаны четыре серии таких брошюрок. Все они сегодня — библиографическая редкость. Переработка и подготовка к печати оставшихся бесед и дополнительных материалов завершены в последнее время, что сделало возможным издать всю серию бесед одной книгой.
Эта предыстория рассказана с целью объяснить читателю причины неувязок, расхождений и других нежелательных явлений, с которыми он столкнётся при чтении и когда почувствует, что над разными частями работали разные люди, и их работа несёт отпечаток их индивидуальности, несмотря на старания коллектива не сделать книгу разношёрстной. Кроме того, разные темы требовали своего стиля изложения. Беседы обращены к читателям разного уровня подготовки и интересов — так, чтобы каждый смог найти и прочесть то, что его интересует, что ему хочется знать.

Но существует иная, куда более сложная, запутанная и сбивающая с толку проблема — хронологическая. Дело здесь даже не в том нормальном для науки явлении, когда каждая школа отстаивает предложенную ею хронологию древней истории. Дело в том, что историки всех школ бьются о так называемые "тёмные годы" либо "проваливаются" в "чёрную дыру": между научной историографией, базирующейся на древнегреческих источниках, и еврейской историографией, ведущейся от сотворения человека, — разрыв, примерно, в 155 лет.

Согласно исторической науке, в еврейской истории были 155 лет, получивших название "молчащие годы", в течение которых, по мнению историков, ничего не происходило. Однако хорошо известно, что еврейские источники — Писанная и Устная Тора (Танах, Талмуд, мидрашим и др.) подробно описывают почти каждый год еврейской истории, что они содержат историческую истину, в чём всё больше убеждаются известные специалисты, археологи и историки, обнаружившие и изучившие за последние 100 лет целые библиотеки папирусов, глиняных табличек (не говоря уже о надписях и рисунках на камнях и стенах, фресках и барельефах), в которых упомянуты те же события, о которых повествуют еврейские источники. И потому 155 "молчащих лет" в еврейской истории абсолютно невероятны.

Кто знаком с тем, с какой строгостью отбирали и уполномочивали тех еврейских мудрецов, которым поручали передавать знания следующему поколению, кто знает, что их имена и годы их деятельности зафиксированы в цепочке передачи традиции, — тот отлично представляет себе ценность еврейских источников и содержащейся в них хронологии.
Пересчёт хронологий прост: 3760 год еврейского летоисчисления — начало христианского, что до него — до хр. л., что после — уже годы хр. л.

ВВЕДЕНИЕ

Мы предлагаем вашему вниманию цикл бесед, посвященный еврейской истории эпохи Второго Храма*. Именно в этот период, до предела насыщенный драматическими событиями, сформировались многие специфические особенности национального характера нашего народа, определившие всю его дальнейшую историю вплоть до нынешнего времени. Тот, кто хочет углубиться в изучение еврейской истории не только ради приобретения академических знаний, а и для того, чтобы постичь скрытые в ней закономерности и высший смысл, должен будет уделить эпохе Второго Храма особое внимание.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение. Страна Исраэля /краткий очерк/ 5
Предшествующая эпоха. 15

Часть первая
Шивъат Цийон — возвращение из Вавилонского пленения 22
Деятельность Эзры и Нехемьи 29
Мужи Великого Собрания 37
Эллинизм 42
Иудея под греческим владычеством 47
Насильственная эллинизация Иудеи и восстание Макабим 53
Ханука: причины и следствия 66

Часть вторая
Независимая Иудея 76
Государство Хашмонаим 81 Политическое и экономическое положение Страны Исраэля в эллинистический период 88 Духовная и общественная жизнь евреев в Государстве Хашмонаим   92
Евреи в странах рассеяния 97
Смутное время 107
Правление Гордоса 110
Гордое — строитель 115 Религиозная жизнь в Иудейском государстве и возникновение христианства 121

Часть третья
Римская империя и Эрец Исраэль 128
Экономика Страны Исраэля в период римского господства 135
Эрец Исраэль в канун Великого восстания 144
Начало Великого восстания 153 Политические и местные группировки евреев периода Великого восстания 163
Великое восстание. Йосеф бен Матитъягу [Иосеф Флавий] 168
Осада Йерушалаима. Разрушение Храма 179

Часть четвёртая
Положение в Стране после разгрома 187
Еврейские восстания при Траяне. Иудея и Адриан 195
Восстание бар Кохвы 204
Катастрофа евреев Иудеи. "Десять казнённых империей" 216
Рост еврейской диаспоры. Конец эпохи Второго Храма 231
Заключение 242
Словарь имён и понятий 251
Хронология 263
Карты и иллюстрации 270

Фрагмент из книги:

"Явненский виноградник" 
   
               
В Явнэ был центр мудрецов ещё до этого. Сейчас деятельность раби Йоханана была направлена на то, чтобы собрать там как можно больше мудрецов, чтобы увеличить, усилить занятия Торой во время войны и думать, думать о будущем народа.

Пришедшие в Явнэ были венцом глав мудрецов этого поколения. Раби Ицхак Айзик гa-Леви в книге "Прежние поколения" составил частичный список пришедших: раби Ханина — заместитель руководителя когэнов, раби Шимъон из Мицпе, раби Нахум fa-Модаи, который был из судей в Йерушалаиме, раби Ханина бен Антигонос, раби Элиэзер бен Яаков, весь дом наси во главе с рабаном Гамлиэлем, братья-мудрецы Бней Бтира, раби Йегуда, раби Шимъон, раби Йегошуа и все пять старых учеников рабана Йоханана — раби Шмуэль Малый, раби Доса бен Горканос, раби Цадок, раби Папиус, раби Зхарья бен Квоталь.

Деятельность раби Йоханана в этот период сосредоточилась на трёх главных направлениях:
1.  Вследствие катастрофы возникла необходимость вынесения новых таканот — предписаний, для более ревностного изучения Торы и выполнения её законов в новых условиях жизни, чтобы еврей исправлял недостатки в себе самом и у других; а также новых ёалахот — практических указаний к исполнению законов Торы, при отсутствии Храма.
2.  Необходимо было собрать и засвидетельствовать традицию Гала-хи- галахот, установленные до разрушения Храма.
3.  Осуществление общественного и духовного руководства еврейским населением страны в новых условиях.
В одной из книг Талмуда, "Авот д-раби Натан", приведено свидетельство поистине катастрофического характера изменений в жизни еврея после уничтожения Храма, а также того, насколько срочной была необходимость в таких таканот и галахот, которые бы обеспечили еврейский образ жизни, то есть выполнение всех возможных законов Торы в условиях отсутствия Храма и всего с ним связанного.

Талмуд рассказывает, что к рабану Йоханану бен Закаю обратился один из лучших его учеников — раби Йегошуа бен Хананья с горестным вопросом: Каким путём теперь можно будет искупить грех без всей службы вознесения даров в Храме, искупавшей грехи народа и каждого еврея, который приносил в Храм своё раскаяние и дар во искупление греха — на алтарь? Ответил рабан Йоханан: Ведь у нас есть иное искупление — гмилут хасадим (воздаяние добром, бескорыстное благодеяние). Ведь сказано: "Я желал благодеяния (хесед), а не жертвы".

В своем ответе рабан бен Закай раскрывает в новом свете мицву — гмилут хасадим и в подтверждение приводит слова пророка Гошеа. Гмилут хасадим — это бескорыстные действия, помощь для блага нуждающегося, это любая материальная и духовная дружеская поддержка, когда еврей делает другому хесед — благо, добро, жертвуя своим временем, силами, деньгами — от души. Но почему гмилут хасадим искупает грехи? Вся служба в Храме, в том числе принесение даров на алтарь, имела целью помочь еврею очистить душу и приблизиться, благодаря этому, к Создателю. А ныне, подчёркивает в своём ответе рабан бен Закай, в огромной мере возрастает значение гмилут хасадим для искупления грехов, очищения души еврея, для приближения его к Богу. Поэтому и цитирует рабан Йоханан пророка Гошеа, принесшего нам слова Творца: "Ибо Я желал благодеяния (от еврея), а не жертвы, и познания Бога (больше), чем возношений" /6:6/. Этим он подчёркивает своему ученику раби Йегошуа, что, даже когда велась вся Храмовая служба приношения даров на алтарь, важнее всего — благо, добро, которое еврей делает ближнему, так как это более всего приближает его к Создателю, очищая душу и возвышая её. Сейчас этот путь искупления греха остался единственным, и на это указал рабан Йоханан бен Закай.

Жить по Торе

У евреев уже был опыт жизни по законам Торы без Храма — Вавилонское изгнание после разрушения Первого Храма и Йерушалаима. Теперь ещё больше, чем тогда, стало ясно, что воля Творца заключается в том, чтобы Исраэль, пока он находится под испытанием, существовал лишь на основе Торы. Мы не умалим величия рабана Йоханана, если скажем, что он не создал новый мир, а лишь перенёс в Эрец Исраэль и на Ближний Восток то, что существовало в Вавилонии. То, что там делалось, конечно, было ему хорошо известно, прежде всего, от его учителя Гилеля и других мудрецов, пришедших из Вавилонии (раби Йоханан, который прежде занимался торговлей, возможно, побывал там). И в таканот, которые он установил, и в указаниях, которые давал, не было никакого переворота и поразительных новшеств.

Новые условия потребовали новых таканот. Одна из них связана с трублением в рог — шофар на Рош гa-шана, выпадающий на шабат, когда, по установлению Сангедрина, это совершалось лишь в Храме. Раби Йоханан установил, что сейчас в такой день нужно трубить в шофар в любом городе, где есть бет дин, еврейский суд. Следствием этой така-ны было то, что бет дин в определённой мере стал заменять Храм.

Другая такана имеет как бы противоположное направление: если первая готовила евреев к долгому галуту, изгнанию, то эта утверждала надежду на скорое восстановление Храма. Дело в том, что закон Торы запрещает есть зерно нового урожая до утра второго дня праздника Лесах — 16 дня месяца Нисан, когда приносили в Храм первый сжатый сноп ячменя. Рабан Йоханан установил запрещение есть зерно нового урожая каждый год и в этот день — чтобы память евреев хранила закон Торы о первом снопе и чтобы это побуждало их заслужить своими делами скорейшее восстановление Храма в Йерушалаиме.

Храм был разрушен в месяце Ав, а через два месяца, к празднику Суккот, рабан Йоханан установил такану, чтобы евреи благословляли "четыре вида растений" все семь дней праздника, а не только в первый день, как прежде это делалось во всех поселениях, — в память о Храме, где такое служение шло все семь дней Суккот. Эта такана действует по сей день, и её выполняют евреи всего мира в своих батей кнесет.

Такана раби Йоханана о том, что установление начала каждого месяца — прерогатива только лишь бет дина в Явнэ, сохраняла за Эрец Исраэль статус центра еврейской жизни и для всей диаспоры, так как устанавливала важнейшие календарные сроки.

Так стараниями рабана Йоханана бен Закая Высший бет дин и ешива в Явнэ становились центром духовной жизни для всех евреев, куда бы они ни были заброшены изгнанием. Недаром это сообщество мудрецов и учителей Торы получило название "виноградник в Явнэ".