"Постоянное удовольствие не есть удовольствие"

Продолжаю "переваривать" русский шабатон в Лос Анжелесе в последний шабат.

Есть такой принцип, один из первых, наверное, услышанных мной от Ури Камышова в свое время, что "постоянное удовольствие не есть удовольствие"

Баал тшува каждый, наверное, в первый момент, когда он приходит, чувствует огромный свет, огромную энергию. Чувствует, что нашел абсолютную истину. И "зависает" на этом удовольствии и этой истине. А удовольствие становится все меньше и меньше, потому как "постоянное удовольствие не есть удовольствие". И ощущение истинности пути, которое, скорее всего с этим связано, тоже становится все меньше.

Что делает баал тшува? Правильно, решает, что нужно делать более глубокую тшуву (открытым текстом в Тании что это "лекарство" от тимтум а-лев (отупения сердца)). Решает еще больше замкнуться только на "своем" единственно правильном (хасидском, литовском, каком-то еще пути).

У кого-то на этой почве едет крыша. Кто-то скатывается в фанатизм. Кто-то "просто" посвящает годы на то, чтобы узнать все о "ничто".

Потом... потом происходит что-то, что "пробивает" защиту, и ты остаешься с ощущением что потратил годы, чтобы достичь "точки сингулярности". Ну и что ты достиг?

Потом, правда, защита быстро восстанавливается и ты снова возвращаешься под уютный и привычный колпак мистического взгляда на мир.

Потом приходит еще что-то, что снова пробивает твою защиту и ломает твои модели.

Но все равно, большинство из нас остаются на "только моей версии иудаизма".

Тем более удивительно было встретить людей, которым по большому счету, по барабану, какая у тебя версия (смартфона) иудаизма... которые нашли гармонию между хлебом (пшат), маслом (хасидут), вином и водкой...

Вот это понимание, что нет одного ответа на все вопросы. Нет одной "теории всего". И поэтому нужно как-то построить свою жизнь, а не носиться с мыслью что нам (Хабаду или ученикам рава Гинзбурга или еще кому) открылась абсолютная истина.

Какая связь? Потому что сознание того, что тебя "избрали" и открыли "только тебе" абсолютную истину - "освобождает от химеры называемой совестью" (собственно к левым и светским это тоже относится вполне).

Основное достоинство Моше, за которое он, возможно, был избран руководить народом, это достоинство сомневаться: "а что если скажут: не открылся тебе Б-г"?

*

Может быть известный (и неподтвержденный) ворт что "тот, кто верит всем историям о Баал Шем Тове - глупец, а тот кто не верит что это могло произойти - апикорес" - как раз определяет "пространство" веры.

Например, весь шум насчет "Ребе жив" сводится к более-менее известной фразе предыдущего Ребе "для меня мой отец жив". Обратите внимание на это "для меня"... Хотя, как известно, "то, что для Ребе вопрос сомнения для хасида уже абсолютная истина"


Вам понравился этот материал?
Участвуйте в развитии проекта Хасидус.ру!

Запись опубликована в рубрике: .