Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Каббала - минное поле для баалей тшува



Я, возможно, уже писал об этом когда-то. Все равно, стоит напомнить. Есть такая замечательная гиматрия, я слышал от рава Гинзбурга, а он говорил от имени рабби Нахмана. Гиматрия такая: каббала=разврат («קבלה=נאוף»). Я не помню, чтобы рав объяснял это каким-либо образом, я вообще не большой любитель гиматрий. Но это звучало настолько ошарашивающе, что навсегда осталось в памяти. Время от времени я мысленно возвращаюсь к этой гиматрии, и спрашиваю себя что это означает?

В каком смысле каббала=разврат? Каббала это своего рода порно? В каком смысле? В том смысле, что каббала и хасидизм, это, в известном смысле, искусственная стимуляция религиозного чувства (Маниту спрашивает: «что такое религиозное чувство? В иудаизме нет такого понятия!»)

Есть два пути, как добиться религиозного чувства, как ощутить близость Б-га. Есть путь, который указывает нам классический иудаизм. Будь порядочным человеком, построй свою жизнь как положено, женись по любви, создай семью, воспитывай детей, занимайся любимым делом, будь честным, порядочным и справедливым, проявляй жалость к униженным и оскорбленным. Это то, что называется «мусар а-невиим», «мораль пророков». Все пророки полны этим. Если ты будешь вести себя так, что Б-жественный свет раскроется в твоей душе.

Это замечательный путь. Но этот путь долог, сложен, и стал практически недоступен для большинства, проживавшего в черте оседлости, пребывавшего в нищете, болезнях и страданиях, каждый день ожидая очередного погрома или очередного антисемитского декрета. Каббала, и в дальнейшем хасидизм, пришли, в известном смысле, для того, чтобы вдохнуть жизнь в массы, лишенные возможности жить нормальной производительной жизнью, без малейшей уверенности в завтрашнем дне. Каббала и хасидизм нарисовали им мир виртуальный, мир, в котором все зло превращается в добро, где страдание это благо, где преследуемый находится выше преследуемого. Хасидизм нарисовал страдающим красивую сказку, создал для них виртуальную реальность. Хасидские книги повествуют о величии Б-га и униженности человека. Сознание униженности позволяло угнетенным и нищим массам переносить очередные унижения от соседов-гоев. Хасидизм дал народным массам, в известном смысле, искусственное, но необходимое чувство близости к Б-гу.

Хасидизм оказался замечательным лекарством, сохранившим дух нации в тяжелейших условиях конца изгнания. Хасидизм, в известном смысле, «искусственным» путем вызывая в человеке радость близости к Б-жественности, позволял человеку выжить.

И вот, изгнание закончилось и мы вернулись на свою землю. Уже можно жить нормальной жизнью. Уже можно работать и строить и защищать свою страну. Уже можно почувствовать голос Б-га в активной деятельности. Но привычка изгнания сильна. Если можно найти Б-га в книгах, то зачем идти работать? Если ощущение экстаза от прочтения хасидских текстов достаточно сильно, то зачем вообще опускаться в реальность?

Рав Кук это очень хорошо понял. И кажется, Ребе это тоже очень хорошо понял. Он оставил хасидские тексты. Но сделал акцент на активном действии, на здоровом воспитании, на мире в семье. Ребе создал здоровое общество.

Ребе ушел, а книги остались. И возник парадоксальный эффект. Человек открывает старые книги. Он не понимает, что это, в сущности, медицинские книги, призванные излечить болезни изгнания. Он начинает их читать, начинает готовить снадобья по приведенным там рецептам. Он действительно впадает в транс, и реальный мир действительно перестает существовать. Старые рецепты прекрасно работают. Старые таблетки еще сильнее действуют на психику современного человека.

Это особенно трагедия баал тшув. Если человек, родившийся в религиозной семье, знает, что такое религиозная жизнь не по книгам, а по тому, что он видел у себя дома, то баал тшува учится по книгам. И он думает, что нужно только начать действовать как написано в  Тании, и все будет хорошо. И ему не приходит в голову спросить. И он думает, что эти религиозные с детства, по сути, хафифники, они недостаточно религиозны, у них мало религиозного чувства. Он, баал тшува, покажет им всем, как служить Б-гу… И вперед. Тания, Ликутей Тора, Рабби Нахман. Все это в чудовищных дозах, чтобы крыша поехала совсем. Только счастья почему-то не наступает. Проходят годы, уходит жизнь, а человек все ищет и ищет Б-га в старых книгах.

Рав Гинзбург говорит, что основная проблема личности это гаава, гордость. И все, что происходит с человеком, это только чтобы сломить гордость и тупость его сердца. Не один он это говорит, но от него я это слышал. Это гордость и тупость сердца баал тшув, которая заставляет их зарываться в старые книги, и думать, что они круче всех, и религиознее всех, и покажут всем этим досам, как следует служить Б-гу. Покажут, еще как. Как можно разбить вдребезги собственную жизнь и жизнь своей семьи…

Хорошо, а что же сам Б-г об этом думает? Сам Б-г об этом сказал очень ясно: «Прямы дороги Б-га, праведники пройдут по ним, а грешники споткнутся на них». Дорога — одинакова для всех. Но праведник проходит. Праведник чувствует сердцем, что его что нет. Праведник слушает машпиим и раввинов, слушает Ребе. И, самое главное, слышит. А баал тшува полный гордости и тупости сердца прет как танк на минное поле. Кто в этом виноват? Вот точно не Б-г. Твоя собственная тупость в этом виновата, больше ничего.

Ну хорошо. Есть ли в этом какой-то рационал для самого баал тшува? Есть. Это блуждание по минному полю тшувы в конечном счете сломит тупость сердца, и тогда тьма превращается в свет, и тогда ты вдруг начинаешь видеть правильные пропорции вещей. И жалеть об упущенном времени, и благодарить Вс-вышнего за то, что раскрыл тебе глаза и дал увидеть истину. Так говорится в Тании: «Плач в сердце моем с одной стороны, и радость в сердце моем с другой»

А больше всего это трагедия некоторых учителей поколения, считающих себя учителями поколения. Он баал тшувы. У них нет традиции. Они решили, что они знают лучше всех. Я не хочу называть имен. Они решили, по-видимому, что Ребе был недостаточно религиозен, или Ребе заблуждался, и неправильно руководил поколением. А они сделают это лучше его. Они делают. В результате? Очень много транса, и очень мало реального действия. В малых дозах это даже полезно. В чрезмерных дозах убивает личность совершенно.