Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Сущность и "нарратив"



Что такое «сущность», и что означает «Б-жественная сущность»?

Проще, наверное, сначала понять, что означает Тора. «Тора — Ор». Тора — свет. Другими словами, Тора — это «нарратив», это история, которую Вс-вышний рассказывает о себе…

До поры это работает.

Но наступает момент, когда человек говорит: хватит! Мне надоело слушать истории. Или ты говоришь всерьез и на равных, или я ухожу.

И это баал тшува. И поэтому тшува «затрагивает» ацмут, сущность. Баал тшува — это тот, кто не «ведется» на «нарративы».

Ну хорошо. А как человек может обнаружить, что, собственно, он «живет в кино», живет в нарративе, что все, что вокруг него это «истории» которые Б-г или его представители ему рассказывают с разной степенью правдоподобности?

Рав Гинзбург как-то выразился, что «нефилот это нифлаот». Что в переводе означает «Падения это чудеса».

Что это значит?

Как мы сказали, человек живет в «нарративе». Это может быть прекрасный, святой нарратив. Но иногда этот нарратив дает трещину, а то и вообще рушится, сгорает в огне. В Катастрофе сгорели не только 6 миллионов евреев. Сгорели 6 миллионов нарративов. Правда, мы постарались за 70 лет придумать столько же новых.

Но что происходит, когда нарратив горит? Когда, скажем, твой рав, вдруг оказывается, не дай Б-г, подлецом, или развратником, или «только» взяточником, или интересантом и интриганом (много историй на эту тему в харейдимной прессе)? Твой мир рушится. Твой нарратив горит.

Но в этот момент ты можешь увидеть нечто, что стоит за нарративом. Нечто, что выше нарратива[1].

То же относится и к «нефилот», падениям, самого человека. Когда вдруг он совершает поступок, который, он знает, он не должен был совершать, когда ему приходит в голову мысль или вожделение, которое не должно было ему приходить на ум — это «нефила», «падение». В этом падении, в этот самый момент падения и подлости, в самом низу ада, там он может увидеть сущность. Которая выше «нарратива». Может быть, это рав имеет в виду, когда говорит, что в каждом грехе есть потенциал тшувы



[1] Говорят, что тот, кто видит огненный столп над гробом праведника поколения, становится сам праведником поколения. Когда очередной идеал рушится, можно увидеть над ним «огненный столп»