Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

«Ограда мудрости - молчание»



«Ограда мудрости — молчание»

Гулял по Иерусалиму и обдумывал странную фразу: «ограда мудрости — молчание».

Есть еще несколько фраз на эту тему. Есть «раввин, который не умеет молчать — это не раввин». Есть «И стал человек душой живой — Онкелос переводит «душой говорящей», и, тем не менее, объясняется, что достоинство человека состоит в том, чтобы молчать, а не говорить.

Самое может известное высказывание мудрецов: «все знают, для чего невеста становится под хупу, но тот кто оскверняет свои уста и говорит об этом вслух — разрывают ему приговор семидесяти лет».

Есть еще — слышал от своего учителя, реб Авраама Миллера зацаль, если талмид хахама спрашивают «любил ли ты свою жену» (так реб Авром выражался) то он может отклониться от истины, и сказать «нет» (это из трех случаев, когда талмид хахам может отклониться от истины).

Что это за фишка? Почему нужно уметь молчать?

Дальше просто ассоциации. «Тот, в ком есть страх перед небесами — прислушиваются к его словам». Почему то подумалось, а может, потому что признак Б-гобоязненности это именно умение молчать? И тогда «прислушиваются к его словам»?

Еще ассоциация. Есть понятие «халаль и маком пануй», «вакуум», созданный посредством «цимцум», предшествующий творению. Рабби Нахман говорит, что «вопросы, на которые нет ответа» приходят именно из этого «халаль», из этого вакуума.

И может быть «хахам мехукам» — тот самый мудрец поколения, это прежде всего мудрец, умеющий молчать? Он знает, что есть вопросы, на которые нет ответов. Он знает, что есть безвыходные, нерешаемые ситуации. И любой совет только ухудшит, разрушит шаткое равновесие?

Может, поэтому «ограда мудрости молчание»? Первым делом подумать — твой совет, твое вмешательство, даже просто попытка дать определение проблеме — может разрушить шаткое равновесие человека, который и так «стоит на одной ноге»?

И если ты не можешь молчать — ты не можешь называться мудрецом?

«Сод аШем лиреав» — «тайны Б-га раскрываются трепещущим перед ним». Тайны раскрываются тем, кто умеет их хранить. Отсюда ясно, что «трепет перед Б-гом» это умение хранить тайну, умение хранить молчание.

Тогда может атеизм — это «резать правду матку» везде и всюду, невзирая на лица?

Похоже на то.

«Квод Элоким астер давар» — Б-г любит скрываться, а не открываться.

Если так, то то, что делает нас религиозными — это в первую очередь, наше умение молчать?

Может быть, то, о чем человек молчит, характеризует его больше, чем то, о чем он говорит?

Рав как-то говорил, что «хаш» («молчание») похоже на «хуш» (способность, «чутье»). «Молчать» это своего рода «чутье». Это какой-то нюх, какое-то внутреннее чутье, о чем стоит молчать. Только после этого можно начинать говорить…

*

Кстати. «И слова мордехая Эстер выполняет, ибо была беомна ито» — «ибо была верна ему». Мордехай говорит Эстер — не рассказывай, какой ты нации. Эстер хранит ему верность и не рассказывает. Получается, что эмуна — это тоже от слова «молчание»?

*

У рава Гинзбурга эмет (истина) связана с йесод (брит). Поскольку брит ассоциируется естественным образом со шмират а-брит, то очевидно, «истина» это то что нужно хранить, а не рассказывать на каждом шагу?

*

Причем здесь это все? Да при том же эфиопском погроме. Полицейский идет и видит пьяные подростки разбираются между собой. Зачем ты лезешь? Да еще с пистолетом? Промолчи!

А Нетаниягу, да, промолчал. Выдержал паузу. И поэтому победил в этом раунде.

Но это только повод чтобы задуматься, что говорить, как бы, мы научились. А вот молчать нас никогда никто не учил…