Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Современный иудаизм



Может это кому-то покажется «кфирой» (отрицанием основ), но современный иудаизм похож, как бы это сказать…

Иногда показывают по телевизору — знаете, старые одинокие люди, почти не выходящие из дому, и весь дом, вся квартира забита хламом. Так, что для этого одинокого старика уже почти не остается места, где жить. Но выбросить? — Он не готов ничего выбросить. Все нужно, все ценно, все необходимо. Весь хлам…

Можно привести, может, чуть более «политкорректный» пример. Библиотека. У меня, скажем, однокомнатная квартира. И вот я покупаю один книжный шкаф, второй, третий, двадцать пятый… А жить где?

Что происходит дальше?

Дальше происходит понятно что. Приходит социальный работник, и преодолевая сопротивление этого несчастного старика, выбрасывает весь хлам на мусор…

Возможно, при этом будут выброшены действительно ценные вещи тоже.

*

Я в том смысле, что три тысячи лет развития иудаизма — это десятки тысяч томов текстов. И без того, чтобы выстроить какую-то иерархию, что актуально, а что нет — нереально выжить. Без того, чтобы понять, что было в голове Эзры или рабан Йоханана бен Закая или рава Гирша или рава Кука, или Любавичского Ребе — каждое поколение получает кучу мусора, с которым непонятно, что делать.

Да, конечно, «слова мудрецов это еще строже, чем слова Торы», и в Тании открытым текстом говорится, что каждая заповедь это Воля Вс-вышнего Свыше буквально. И т.д. и т.п. до бесконечности.

Но жить то как с этим?

И приходит поколение «маскилим» или «светских сионистов» и «форматирует диск» и выбрасывает все на мусор.

И потом приходит поколение баал тшув, вытаскивает всю эту библиотеку с мусора, отмывает каждую книгу. И попадает в тот же плонтер, в который попали предшественники маскилим и сионистов..

Может у кого то хватит смелости найти средний путь?

*

Я к тому, что бесконечное количество «гзейрот» (установлений) мудрецов — еще со времен Талмуда — основаны на одном простом принципе: народу нельзя говорить правду! Поэтому — гзейра, еще гзейра, еще гзейра. Тахлис, это оправдано, это себя оправдало тысячу раз, сохранило народ в изгнании и т.д.

Но приходит время, когда можно и нужно и необходимо спросить — где «икар адин» (суть закона) а где «гзейрот» (устрожения для запугивания простолюдинов).

Проблема в том, что даже «талмидей хахамим» поколения боятся сдвинуть даже одну гзейру..

И отсюда безумные законы субботы, с запретом зажигания электричества и еще много чего интересного.

Кто сказал, что это иудаизм?

Это интеллектуальное упражнение, безусловно, делающее честь уму талмидей хахамим, вывести из запрета зажигания огня запрет пользоваться электричеством. Но сказать, что это то, что получил Моше на Синае?!