Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Маниту



Последние дни слушаю лекции (точнее отрывки лекций) Маниту, выложенные в ютюбе.

Удивительное впечатление, когда кто-то озвучил то, что ты давно думаешь, чувствуешь, и не находишь слов.

Я думаю сделать перевод, пока что то что больше всего «поймало». В сущности, это, кажется, основной его вопрос:

Что выше — мистическая святость (оно же религиозное переживание) или святость жизни?

В сущности, весь хасидизм — это максимально усилить религиозное переживание. Сделать его настолько сильным, настолько мощным, настолько ощутимым, что мир вокруг, кажется, совершенно перестает существовать.

По-русски говорят, «религиозный экстаз».

Маниту говорит: вообще говоря, это вообще не иудаизм. В иудаизме, говорит Маниту, вообще нет такого понятия как «религиозное переживание», или «религиозный экстаз». Есть святость жизни, святость каждого вздоха, святость каждого простого жеста или слова.

Звучит несколько абстрактно. Вроде до меня что-то дошло, но я пока еще не могу объяснить это внятно.

И тогда я задал себе вопрос: как так получилось, что важнейшие события последних ста-ста пятидесяти лет, как в истории еврейского народа так и в истории человечества в целом, как бы, с «религиозной» точки зрения вообще не существуют?

То есть, существуют, как нечто частное, техническое. Но не существуют как нечто, требующее религиозного осмысления.

Катастрофа.

Конечно, каждый религиозный еврей будет говорить кадиш о погибших (не 28 нисана, не дай Б-г, но, скажем, 10 тевета, или, как мы видим в каждой синагоги памятные стеллы с именами погибших в Шоа).

Но как нечто требующее переосмысления? Каких-то новых понятий? Какого-то нового взгляда на вещи? — Нет и нет.

Не случайно, что в харейдимном молитвеннике нет специфических для Шоа молитв. Парадоксально, но для религиозного еврея во время Шоа ничего не произошло. Да, погибло множество людей, и мы им, по-человечески сострадаем. Но не произошло чего-либо, что хоть как-то изменило обыденность религиозной жизни или религиозного мировоззрения.

Война за независимость и создание Страны. Массовая Алия.

То же самое можно сказать о Дне независимости и создании страны Израиля.

Не случайно в наших молитвенниках нет молитв для этого. Нет молитв потому, что с нашей «религиозной» точки зрения с провозглашением Израиля ничего не изменилось. Ничего не случилось. Ничего не произошло.

Лучше всех это выразил Любавичский Ребе (где-то у Ховкина в какой-то книге: «евреям есть где жить? Евреи в безопасности? — Уже хорошо». То есть снова, чисто «технически» что то произошло. Но сказать, что это нечто судьбоносное? — Нет и нет!)

То же можно сказать и о Второй Мировой войне, и о Первой мировой войне, и о величайших научных и технологических открытиях 20 века.

Смартфон? — Зло! Интернет — сатана! Вот ответ. Опять же, чисто технический.

Библейская критика — фу!

Теория Дарвина — безнадежно устарела!

Исследование генокода человека — там уже обнаружили записанное Пятикнижие…

И т.д.

Мир через задний проход

Как это все назвать вместе?

Это называется смотреть на мир через задний проход…

Это называется иудаизмом? Это тот путь, который мы для себя избрали, назвали это «тшувой»?

Самое главное — можно ли иначе? Бывает ли другой иудаизм?

А может это просто «йецер», который пытается найти разрешение нарушить ту или иную заповедь?

Ответ в том, что и у рава Кука, и у Маниту — его учение в значительной степени это рав Кук — это религиозное побуждение, это религиозный мотив — вытащить иудаизм из того заднего прохода, в котором он оказался через 2000 лет изгнания.

Это их религия. Я хочу такой иудаизм…