Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

"Весь этот мир - очень узкий мост". Каббала Рашаша



«Весь этот мир — очень узкий мост». Мост между чем и чем? Мост между человеком и Б-гом? Мост между телом и душой? Между духовностью и материальностью?

Веками человек пытается перепрыгнуть эту пропасть, разделяющую материю и дух.

Будучи неспособным преодолеть этот барьер, человек может прийти к выводу, что возможно, дух то просто фикция. Или барьер непреодолим, и нечего даже пытаться?

Такое впечатление, что развитие каббалы (в сущности, вся идея дарования Торы тоже, просто каббала дает этому осмысление) это попытка выстроить этот мост.

Как мы знаем? Одно из величайших открытий Ари, это понятие «цламим». Загадка «моста» между телом и душой занимала Ари, и он дал ответ — нужна промежуточная субстанция, способная связать тело и душу, и эту субстанцию он назвал «цламим», «образы».

Можно ли сказать, что «душа» мыслит абстрактными категориями, а «тело» мыслит образами, и поэтому, чтобы душа была понятна телу, нужно «перевести» абстрактные идеи души на конкретный язык образов?

Похоже на правду.

Однако это только начало строительства моста.

Несколько поколений спустя пришел Рашаш, Рабби Шалом Шараби, один из величайших каббалистов эпохи после Ари, и предложил «дополнить» модель Ари еще двумя ступенями. Уже недостаточно только орот-цламим-келим (свет-образы-сосуды), нужно еще два, нужны еще мохин и лвушин. Тогда получается схема «кол цаме», орот-мохин-цламим-лвушин-келим. Свет-мозг-образы-одежды-сосуды. Свет, религиозное переживание, обязано облачиться в разум, разум Торы. Разум «облачается» в образы, понятные животной душе. Животная душа должна также облачиться в «одежды» заповедей — это одна из центральных идей Тании, что душа нуждается в «одежде» из заповедей. Наконец, «одежды» заповедей способны облачиться в материальность, и возвысить материальность, принеся в нее мир.

Как пройти по этому мосту? Центральным моментом являются цламим, образы нашего сознания. Исправление личности — это исправление именно цламим. Как исправляются цламим? У рава есть оригинальный ответ: цламим (образы) исправляются с помощью молитвы (цлота на арамейском). Образы нашего сознания (или, может, точнее сказать, нашего бессознательного — почти Юнг)_исправляются и очищаются с помощью молитвы.

(одна из идей, или основная идея урока рава в Манхеттене — перед Пуримом, который я сейчас перевожу. Урок здесь)

*

Можно ли сказать, что цламим — это «коах медаме», сила воображения, и как раз говорил неоднократно, что основная задача Торы очистить воображение человека? Похоже на правду.

*

Так или иначе основной «мост» это молитва