Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Итбоненут и противоречия



Я кажется понял, чем принципиально отличается итбоненут клалит от итбоненут пратит. В итбоненут клалит не видны противоречия. А в итбоненут пратит они как раз выступают.

Классический пример — который приводит Алтер Ребе — мысль о том, что мир творится из полного и абсолютного ничто. Поверхностный взгляд приводит человека к мысли, что мир не существует, что мир — это полная фикция, иллюзия, обман зрения…

Честно — я очень долго ловил кайф от первой главы второй части Тании, где именно это и объясняется. Много лет ходил «под кайфом», вау, весь мир это фигция, картинка на экране монитора и т.д.

Потом мне попалась на глаза книга с комментариями на Танию, в которой была сиха Ребе, где Ребе говорит, что тут ничего не понятно, что это невозможно понимать буквально, что если так, то заповеди вообще не имеют смысла и свободы выбора вообще нет и т.д.

Это уже называется итбоненут пратит. Когда мы видим, что такая простая и приятная идея как «все из ничего» совсем не так проста, что она полна противоречий, и нужно их как то разрешать.

Собственно, парцуф, и итбоненут пратит, и гадлут это одно и то же. А гадлут, по одному из определений рава, это как раз способность видеть противоречия, улаживать противоречия, и жить в мире полном противоречий. Очевидно при этом у тебя не будет такого воодушевления, как у тинейджера, который кричит «Ребе жив и здоров буквально в физическом теле» и ему до фонаря, что это, если понимать буквально, полная кфира… Тинейджер, правда, по другому не умеет. Но нет заповеди оставаться тинейджером до 70 лет. Иногда, в честь Пурим, правда, можно и нужно…