Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Страх



Я продолжаю прокручивать в голове впечатления от последнего шабата на оэле. Там собирается в основном молодежь. Замечательна религиозная молодежь, в основном студенты старших ешив, т.е . ребята в возрасте 20-23 лет — это называется «квуца». Следующая станция хупа.

Удивительно, но как только возникает тема «Гинзбурга», я слышу только одно: страх. Дикий, первобытный страх, даже не пацанов уже, мужиков, которые вот-вот станут под хупу. Гинзбург? — клипа! Однозначно, клипа! Не смотри туда, а то упадешь…

Я вспоминаю себя 13 лет назад. Меня тоже пугали «Гинзбургом» и мне тоже было страшно… «мальчику» уже за 40, а он боится посмотреть на «гинзбурга»…

Короче, Гинзбург, так объясняют «машпиим» молодежи, это самая большая клипа. Следом за ним, с небольшим отрывом, «вязаные кипы». Дальше следуют сатмары и «тот человек из Бней Брака»..

До сих пор хабадская народная мифология.

Классическая харейдимная мифология: сионистское государство это проделки сатаны. С женщинами по одной стороне улицы лучше не ходить. Хабад это «апикорсим» новые христиане. Лучше всех, конечно Гур, со своим запретом катать детей на плечах во время Симхат Тора… и какими-то дикими, безумными ограничениями на секс между супругами…

Что объединяет все вышесказанные явления? Ответ прост: страх. Дикий, безумный, выходящий за все рамки логики и здравого смысла страх!

Что мне это говорит? Что во мне сидит немалая толика подобного страха. Для этого мне это показывают вовне, чтобы я нашел это внутри. Я еще пока не знаю, что это за страх. Но первая заповедь хасидизма Баал Шем Това это «не бойся». И это же первое, что я услышал от рава.

Страх перед чужим. Страх перед отличным. Страх за свою шкуру, не страх перед Б-гом. Страх как бы чего не вышло. Возможно, это имеет отношение к нашим последним дискуссиям о БН и христианстве

Суть хасидизма — «поднять» страх

Если попытаться дать не банальное определение религии то, наверное, это: поднять страх. Просто сказать «не бойся» — это не работает. Страх — это основное качество животной души. Религия, по большому счету, это как поднять этот животный страх, этот инстинкт самосохранения животной души до Б-жественного трепета и любви.

Тут писали о том, что христианство — это не опция, потому что они убивали евреев. Я как-то писал о том, что проблема нацизма в Германии — это проблема слишком большого разрыва между сознанием и подсознанием. Когда сознание ставит перед подсознанием слишком высокую планку, подсознание сходит с ума и начинает беситься. И это вся история двадцатого века и это же история христианства. Не сумев исполнить «люби ближнего» ко всему живому, христианство средневековья открыло тьму подсознания. И оттуда — погромы и крестовые походы и инквизиция и т.д.

Зависит, какая «трава»

Моше называется пастухом веры. Его отличительное качество чтт он умеет искать подходящее пастбище. Он знает какую «траву» дать детям, и какую — сильной и крепкой молодежи и какую — старикам. Наверное, это основная «фишка» иудаизма вообще, и праведников поколения в особенности: уметь дать такую траву, такую Тору, которая лишь чуть-чуть опережает коллективное бессознательное. Слишком большой отрыв — это почти наверняка взрыв подсознания.

А когда нет праведников, или их голос не слышен, то голос животной души берет верх и сыпятся хумрот и устрожения, не ведомые отцам…

Хороший страх и плохой страх

У рава есть прекрасный пример на это: как ребенок который учится ходить. Шаг ща шагом преодолевая страх. Он еще не прыгает через пропасть. И не нужно ему пока предлагать прыгать это только его травмирует. Но — сделать следующий шаг ты можешь?

*

Другими словами, каждой ступени развития сознания соответствует «правильный» уровень страха. Т.е., бояться перейти через дорогу для двухлетнего ребенка правильно. А бояться ходить нет. И т.д. граница должна быть гибкой и меняться как функция сознания. Но без учителя это мало возможно

Унаследованный страх поколений

Мы унаследовали от прошлых поколений безумные концентрации страха. Основная задача сегодня, когда сознание человечества резко выросло, привести их в соответствие с реалиями сегодняшнего дня

Страхи баалей тшува

Баал тшувы очень быстро, мгновенно впитывают страхи иудаизма или того направленмя к которому они себя причислили. И очень-очень медленно если вообще, впитывают любовь.

Задача учителя — научить преодолевать страх

Задача учителя: очень медленно шаг за шагом отучать своего ученика бояться. Только для этого учитель должен сам перестать быть параноидом…

*

Может быть, поэтому Рамбам тратил столько сил на борьбу с суевериями. А Ребе пытался пробить стены харейдимного гетто. А рав пытается сломать берлинскую стену страха между евреями и народами мира

«Страх, который смеется»

Рав любит говорить что мошиах это «пахад ицхак». Мошиах это, тот кто сумеет превратить свою паранойю в смех. Мошиах это тот, кто смеется над своим страхом.