Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

О религиозной свободе



Есть логика в том, что сознание человека стремится к полной и абсолютной свободе. А тело — это границы.

Рабби Нахман говорил, что душа это разум. Там, где есть острый ум, там есть возвышенная душа. А суть души, суть Б-жественной искры в человеке это свобода (так рав Кук говорит в своем «море невухим»)

Таким образом, религия это своего рода компромисс, баланс между требованием абсолютной свободы со стороны души. И готовностью тела принять эту свободу

*

Рав Кук говорит много о том, что в современном иудаизме много наносных элементов христианства. И один из них и основной из них это страх свободомыслия. Andrey Nutmeg что ты думаешь об этом?

*

Душа называется «бат коэн» — дочь коэна. Коэн это всегда хесед. Задача души — «усладить» мясо, плоть, материю. Задача Израиля — «усладить» народы мира, которые сами по себе гвура. Задача праведника «усладить» своего хасида.

*

Поэтому голос иудаизма в этом диалоге с народами мира это не голос закона, а голос милости. Как, собственно, и голос основателя христианства — призыв к жалости и милости, столь неочевидный для язычников.

А голос милости и голос веры — это, по сути, одно и то же.

Движение БН сегодня это — жалкий копи пейст христианства, копирующий материю, но не дух. И это не то, о чем говорил Ребе. Ребе говорил о распространении веры среди народов, а не о формальной стороне закона. Ребе говорил о духе, а не о букве веры.

*

Ребенок — это чистая душа, приходящая в мир. И поэтому дети абсолютно бесстрашны и абсолютно доверчивы. А мы, взрослые, только и заняты тем, чтобы пугать детей или использовать их доверие?

*

Именно поэтому нам так важно знать, что Баал Шем Тову было 5 лет, когда отец ему сказал «не бойся». Ибо в этом возрасте ребенок еще не научился бояться. И это остается в его душе. И потом этот пятилетний мальчик гуляет по лесу и не боится. Для нас это супер важно, ибо это вся суть хасидизма — «не бойся»