Йецер - это "игра воображения"

Меня сегодня тянет поговорить про йецер ара. Есть вообще такой зверь, йецер? Или может быть это "бабушкины сказки", и нет вообще никакого йецера, просто так придумали, чтобы пугать маленьких детей?

Одно время я был почти что уверен, что йецер это устаревшая модель. Что жизнь сложнее, чем простое разделение на добро и зло.

Жизнь действительно сложнее чем добро и зло. И все же йецер есть.

Проблема в том, что йецер он, как говорят наши мудрецы "уман бимлахто". Он, йецер, специалист высшей категории. И что интересно, он очень хорошо обучаем. Точно так же, как вирусы, он постоянно мутирует, и вырабатывает устойчивость к новым лекарствам.

Поскольку Хазаль говорят о "войне" двух начал, доброго и дурного, то ясно, что так же, как в этом физическом мире средства ведения войны совершенствуются быстрее всего, так и "оружие" йецера становится все совершеннее. Сегодня в войне вовсю применяются "стелс" технологии, и также йецер пользуется "стелс" технологиями, тщательно скрывая свои намерения и свои следы.

Пару лет назад все газеты обошла история таинственного вируса "стухнет", который вывел из строя иранские ядерные реакторы. Зачем бомбить если можно запустить вирус на флэшке. Не волнуйтесь, наш йецер также вполне владеет технологиями создания вирусов...

Как человеку, много лет проработавшему в хайтеке, мне проще всего говорить про йецер в компьютерных категориях. Йецер это вирус. Как узнать, что ваш комп заражен вирусом? Если программы вдруг зависают, если есть аномальный траффик, если просто комп тормозит - это возможно вирус. Запускаем антивирус, и о чудо, комп возвращается к жизни.

Йецер это тоже вирус.

Если «программа» нашей жизни постоянно сбоит. Если мы постоянно не достигаем своих целей. Если мы постоянно разочаровываемся в людях. Если мы находимся в постоянном напряжении. Если нас преследует страх или чувство вины. Будьте уверены, в вашей голове поселился вирус. Иногда достаточно запустить «антивирус» - механизм тшувы. Но зачастую наш «компьютер» нужно нести в ремонт — идти к мудрецу и праведнику, который может запустить сломавшийся «комп».

Самое последнее определение йецер принадлежит рабби Нахману. Рабби Нахман создал выдающуюся антивирусную лабораторию, и эта лаборатория расшифровала код йецера, нашла повторяющиеся участки кода, и открыла, что йецер это «коах а-медаме». Нужно еще понять, что это означает. «Коах а-медаме» переводится как «сила воображения». Воображение, в принципе, это хорошая вещь. Причем здесь йецер?

И тем не менее, йецер, точнее, наиболее продвинутая версия йецер в наших поколениях, это именно «коах а-медаме», игра воображения. Лучше всего обьяснять это на примерах.

Например, человек приближается к мудрецу и праведнику. Йецер всеми силами пытался сбить его с этой дороги, если человек прийдет к цадику — йецер останется без работы. Оплошность вышла у йецера. Человек дошел, из последних сил доплыл до берега, и постучался в дом праведника. Йецер уважает честную игру. Постучался в дом праведника — ты имеешь право зайти. Йецер не может тебе помешать. Он только заходит вместе с тобой. Ты зашел к цадику — йецер зашел вместе с тобой тоже.

Что же теперь делать йецеру? У цадика такой мощный антивирус, что йецеру с ним трудно справится.. Но йецер никогда не отчаивается. У него работа такая. Он за это зарплату получает. Как мы сказали, йецер это игра воображения. И йецер начинает шептать человеку — разве это праведник? Вот если бы это был такой как Ребе — да, говорит йецер, я понимаю, это цадик как цадик. А это разве цадик? Где его чудеса? Когда он последний раз накормил одним хлебом пять тысяч голодных? (а, это из другой оперы? Ничего, наш йецер чуть зарапортовался. Не суть..). Короче, нет, это не цадик. Или как Ребе. Или вообще не цадик. Человеку нечего ответить. Он говорит, да, йецер, ты прав. Это вообще не цадик. Это, наверное, какой-то сумасшедший вообще. И уходит..

Есть еще вариант — йецер говорит человеку: ты посмотри на окружение этого «цадика». «О дереве узнают по его плодам».. Разве это люди? Это они только притворяются такими праведными, а копни глубже — ой веавой… Ну йецер прав, конечно. Вокруг цадика не одни только праведники собрались. И уж точно не такие праведники, как йецер рисует человеку. Таких праведников, каких йецер рисует человеку — вообще, скорее всего, не существует в природе.

Шутки шутками, а суть очень серьезна. Йецер это игра воображения. Мы воображаем себе что-то. Мы рисуем себе какие-то воздушные замки, строим какие-то несбыточные ожидания в разных областях. А когда наши несбыточные ожидания не оправдываются — мы обвиняем всех и вся, мы плюемся во все стороны, и кричим, все обманщики, все уроды, все сумасшедшие!

Не все обманщики. И не все уроды. И не все сумасшедшие. Все — живые люди. Ты вообразил себе, что плони алмони такой весь из себя праведник? Но тебе же сказали, что не следует этого делать! Плони алмони такой же человек, как и ты. С кучей своих проблем. Если он приблизился к цадику на один шаг ближе тебя — это значит только то, что его трясет еще больше, чем тебя. Вот и все. Результатом твоих «димьонот», твоих несбыточных ожиданий ты просто хлопнешь дверью и уйдешь. И снова останешься наедине со своим йецером. И только, когда ты почувствуешь, что твой йецер вьет из тебя веревки и стирает тебя в порошок, может быть ты очнешься, и начнешь кричать «Моше эмет веторато эмет», и вернешься, вернее приползешь из последних сил обратно к цадику и людям, его окружающих. Не волнуйтесь, дверь всегда будет открыта..

*

Когда я пришел к раву много лет назад, я тоже нарисовал себе такого из себя праведника, такого из себя каббалиста, который одним взглядом решит все мои проблемы. И… ожидания не оправдались. Этот праведник и каббалист, кажется, вообще не видел меня в упор. Говорил какие-то малопонятные абстракции. Я, конечно же, хлопнул дверью и ушел. Хабадники правы, сказал я себе. Этот «Гинзбург» строит из себя непонятно что, сказал я себе. И ушел.

Однако жизнь сложилась так, что через несколько лет я вернулся. Я не знаю в точности, что изменилось, может, я пришел уже без всяких ожиданий, или что-то еще. В первый раз я искал «ангела» и не нашел ничего. Во второй раз, я, наверное, искал человека. И нашел. И остался.

Второй раз я ушел от рава пару лет спустя, потому что, оказалось, не все люди рава такие «праведники», как я ожидал. Оказалось, люди, со своими слабостями и кучей собственных проблем.

Почему я вернулся в третий раз? Я честно пытался искать себя среди «вязаных кип», но почему-то я там почувствовал себя никому не нужным. Я уже почти нашел себе «вязаного» учителя, действительно достойного человека. Но у того, как назло, были какие-то завышенные ожидания от меня. Я многому от него научился. Но — не сложилось. И я вернулся к раву в третий раз.

Не волнуйтесь, потом было еще много много раз, когда я уходил и возвращался. Что меня, может быть, больше всего «покупало», это то, что рав не строит на тебя никаких планов. У него нет никаких «димьонот» относительно тебя. Он рад твоим успехам, и его огорчают твои падения и он хочет тебе помочь. Он не думает, что ты ангел, или должен стать ангелом. Он видит в тебе человека. Это на самом деле самый большой кайф в жизни, когда кто-то видит в тебе просто человека. Да, конечно, он смотрит, как ты выглядишь в первичной мысли АК. Но все равно, прежде всего он видит в тебе человека.

*

И поэтому я говорю сегодня всем: ребята, вы приблизились к цадику? Замечательно. Только умерьте свои ожидания, это никогда не доводит до добра. Цадик не будет решать за тебя все твои проблемы. Цадик скорее это как прожектор, который способен осветить твою жизнь. Или как электростанция, способная дать тебе силы двигаться, вернуть тебе веру в себя. Работать нужно все равно самому. Цадик скорее, как фараон, который кричит, «вы ленитесь, и не хотите работать». Начинайте работать, начинайте исполнять шлихут цадика. Оставьте свои несбыточные фантазии о том, как по вашему мнению должен выглядеть цадик и окружающие его люди. Это только ваши фантазии. Это только какие-то ваши личные травмы, и несбывшиеся мечты, которые вы почему-то переносите на рава и его людей. Успокойтесь, так в жизни не бывает!

А как бывает в жизни, спросите вы? В жизни есть много пота, крови и слез, как говорит известная песня. Но, собственно, это то, что называется жизнью.

Шабат шалом

(дисклеймер: я никого конкретно не имею в виду этим постом. Но если кто-то найдет себя в том, что я здесь написал, то, скорее всего, я имел в виду именно его…)  


Вам понравился этот материал?
Участвуйте в развитии проекта Хасидус.ру!

Запись опубликована в рубрике: . Метки: .