Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

"Возвращение" к язычество...



Парадокс, однако.

Рав говорит, что страх перед наказанием — это язычество.

Ну хорошо, все классические тексты иудаизма говорят о страхе перед наказанием, разве нет?

А где же обещанный парадокс?

Парадокс, что мы воспитаны в религии атеизма. А религия атеизма обращается к совести человека, а не к страху перед наказанием. Таким образом, атеизм это «шитуф» («большой взрыв» плюс законы природы). А религия, которая держится на страхе перед наказанием — это язычество.

Вот мы и сделали «тшуву» — из шитуф в язычество..

*

Чем страх перед Б-гом отличается от страха перед наказанием? Это рав как раз очень хорошо объясняет.

Страх перед наказанием — это страх за свою шкуру. Что мне за это будет.

А страх перед Б-гом — это то, называется совестью.

Делая тшуву, мы теряем совесть и начинаем дрожать за свою шкуру. А потом оказывается, что это вообще язычество..

*

Совесть это йехида, т.е. АК. Человек говорит «я не верю в Б-га» — потому что он в АК, там Б-г «эйн кейоце бо», «нет подобного ему», там все модели от царя через отца до жениха не релевантны. Он говорит, я не верю в Б-га царя, я не верю в Б-га отца, и даже не верю в Б-га жениха. Я верю в Б-га, которого нельзя ничему уподобить, я верю в совесть, честность, порядочность.

Но совесть, честность, порядочность — это все проявления йехида, как легко понять. Это то неверие, которое выше веры, о котором говорит рав Кук.